Содержание:

1. Актуальность разработки программы развития.

2. Концептуальные положения программы.

Цели и задачи развития школы-интерната.

Стратегия развития школы-интерната.

3. Исходное положение школы-интерната №1

Педагогический коллектив.

Ученический коллектив.

Материально-техническая база.

Характеристики социума.

4. Направления деятельности педагогического коллектива по реализации программы развития:

Сохранение здоровья воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении.

Создание информационного пространства.

Построение системы воспитательной работы.

5. Этапы реализации программы развития

Первый этап – диагностико-конструирующий.

Второй этап – преобразующий.

Третий этап – полной реализации.

6. Структура управления развитием школы-интерната

7. Критерии оценки эффективности развития

Актуальность разработки программы развития

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. Наиболее актуальной считается проблема взаимодействия с детьми, из социально незащищенных семей, имеющими трудности в обучении, общении и поведении в обществе.

В современной системе образования противоречие между необходимостью оказания систематической помощи и поддержки детям, и, в первую очередь, из «неблагополучных семей», с одной стороны, и отсутствие четких и продуманных шагов для организации образования таких детей, с другой, становится все более очевидным. Эта серьезная проблема затрагивает образовательный процесс и школы-интерната №1.

Задачи, решаемые в нашем образовательном учреждении, имеют много специфических особенностей, что отличает его от массовых общеобразовательных школ. Накоплен значительный опыт обучения, воспитания и развития детей в условиях школы-интерната. В то же время остается острой проблема успешности обучения и имеется некоторая негативная тенденция роста отклонений в поведении детей в силу их личностных качеств и отсутствия должной социальной помощи.

Необходимость разработки программы развития обусловлена также ростом числа семей, не способных обеспечить полноценное воспитание и развитие своих детей. На сегодняшний день отсутствуют эффективные педагогические системы, способные решить образовательно-воспитательные задачи по эффективной реабилитации, социальной адаптации детей из социально незащищенных семей.

Другой немаловажной проблемой является, на наш взгляд, проблема здоровья детей, которая стала особенно актуальна в последние годы. Забота о сохранении и укреплении здоровья учащихся – важнейшая обязанность государства, родителей, школы, каждого отдельного педагога и самого ребенка.

Мы убеждены, что нужна работа по формированию здоровой среды и здорового образа жизни. Необходимо партнерство между детьми, родителями, педагогами и медицинскими работниками.

Концептуальные положения развития школы-интерната

Главная цель развития школы-интерната:

Формирование личности воспитанника, способного к самосохранению, обладающего прочными базовыми знаниями, адаптированного к новым социальным и экономическим условиям.

В развитии учреждения, по мере целенаправленного перевода его в качественно новое состояние, наблюдаются общие противоречия между:

• пониманием необходимости качественного долгосрочного программного управления развитием школы-интерната и элементами спонтанного управления, не учитывающими закономерностей целенаправленного развития школы;

• личностно-ориентированным подходом к воспитанию, в основе которого лежит развитие «сущностных сил» каждого ребёнка, и массовым «мероприятийным» подходом к воспитательной работе, где в основе лежат количественные показатели;

• стремлением педагогического коллектива освоить новые подходы, принципы и правила, а также новые образовательные технологии к обучению и воспитанию и недостаточно полной их реализацией по причине больших затрат времени на работу в диагностическом режиме.

На основе этих противоречий, актуальных для целенаправленного развития школы, мы определили цели развития школы-интерната:

• обеспечить достижения образовательного стандарта;

• сформировать потребность в здоровом образе жизни;

• сформировать ключевые компетентности (решение проблем, коммуникативная, информационная);

• развить личностные качества учащихя.

Программа развития школы-интерната, как школы личностного роста и самоопределения воспитанников, решает ряд задач, а именно:

. активизирует процесс самообразования, саморегуляции и самоопределения личности как субъекта социально-значимой деятельности;

. обеспечивает духовно-нравственное становление личности;

. развивает способности к созидательной деятельности и сотрудничеству;

. пробуждает чувство ответственности за свой профессиональный и жизненный выбор в условиях современного социума;

. способствует накоплению опыта конструктивного разрешения внутриличностных и межличностных конфликтов.

Подходы, применяемые в целостном педагогическом процессе

Целостный педагогический процесс, организуемый в школе-интернате, объединяет учебный и воспитательный процессы, которые не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Они неразрывны. Создание единого образовательного пространства по реализации целей и задач школы-интерната опирается на ряд методологических подходов: деятельностный, личностно-ориентированный, ценностно-ориентированный и компетентностно-ориентированный.

Деятельный подход. Деятельность как основа развития личности ребенка есть определенный тип его отношений к действительности. Отношение ребенка к определенному виду деятельности проявляется в том, в какой мере организация его деятельности позволяет ему утверждать себя, реализовать свои потребности и возможности. В условиях школы-интерната №1 каждому воспитаннику предоставляется возможность выбора различных видов занятий и творческой деятельности, в соответствии с потребностями (интеллектуальная, познавательная, трудовая, художественная, физкультурно-оздоровительная и др.).

Личностно-ориентированный подход. В своей работе мы пытаемся преодолеть обезличенность ученика, осуществить «поворот школы к ребенку», уважать его личность, достоинство, доверять ему, принимать его личные цели, запросы и интересы; создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка для его полноценной жизни на каждом из возрастных этапов, для его самоопределения.

В условиях школы-интерната ориентация на личность позволяет не только раскрыть способности и потенциальные возможности каждого воспитанника, но и сформировать у него ценностные представления и ориентация через организацию деятельности, общения.

Личностно-ориентированный подход находит свое отражение в том, что:

. ученик становиться в активную позицию участника самого учебного процесса, его планирования и оценки результатов;

. самостоятельность в обучении поощряется и уважается;

. индивидуальная работа учащихся сочетается с работой в группах на основе «диалога» и сотрудничества;

. ученик чувствует, что его права находятся под защитой;

. в школе-интернате оценивается успешность индивидуального продвижения ученика, развитие его адекватной самооценки.

Ценностно-ориентированный подход. В ценностно-ориентированной деятельности происходит обмен ценностями между субъектами деятельности, который ведет, во-первых, к нравственному развитию и учителя, и ученика, во-вторых, к раскрытию каждым собственного «Я», что способствует их единению, а не обособлению.

Значимой составляющей ценностно-ориентированного подхода является ориентированное поле развития ученика, которое представляет собой ведущий ориентир, с одной стороны, выступает в качестве критерия оценки достигнутых результатов его освоения, а с другой стороны, гарантирует автономность личности, выработку собственных взглядов, свободу выбора форм дополнительного образования, свободу выбора способов овладения знанием, что очень важно в современном быстро изменяющемся обществе.

Образовательное поле школы-комплекса должно создавать такое ориентационное поел, которое бы являлось необходимым условием для присвоения учащимся ценностей общечеловеческой культуры через включение их в ценностно-ориентационную деятельность.

Компетентностно-ориентированный подход. Среди множества компетенций личности, формирование которых осуществляется в процессе обучения и воспитания, мы выделяем следующие ключевые:

1. Социальные компетенции – (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, в различного рода социальном проектировании, участвовать в цивилизованном разрешении конфликтов) могут быть освоены через включение в проектную деятельность детей, организацию органов соуправления и самоуправления.

2. Межкультурные компетенции – способность понять представителей других национальностей, другой культуры и вступить с ними в диалог, отказаться от предрассудков, предвзятости, нетерпимости в отношении людей иных политических или религиозных убеждений, способность уважать любую индивидуальность ( в том числе и свою собственную).

3. Интеллектуальные и профессиональные компетентности – развитие продуктивного мышления и самостоятельных действий в решении проблем, основание основ профессиональных знаний и способность в выборе профессии.

4. Коммуникативные компетенции – способность к конструктивному общению и взаимодействию. Они определяются умением вступить в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрению собеседника, вести дискуссию и т.д. Сюда же входят компетенции, связанные с возникновением общества информации – владение новыми технологиями (в том числе компьютерными), понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемым по каналам СМИ информации и рекламы.

5. Компетенции саморазвития – способность к непрерывному самообразованию, осознание собственных достоинств и способностей.

Освоение навыков здорового образа жизни.

Все эти компетенции входят в структуру модели выпускника школы-интерната.

Принципы реализации программы развития школы-интерната.

На наш взгляд, для реализации программы развития школы-интерната должны быть использованы такие принципы, как принцип гуманизма, принцип сотрудничества, принцип ценностной ориентации и принцип природосообразности, принцип социального закаливания.

Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа гуманизма обеспечивается:

• добровольность включения ребенка ту или иную деятельность учебную, досуговую, общественно-политическю и иную);

• возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;

• оптимистической стратегией при определении задач обучения и воспитания;

• учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребенка как в учебном, так и в воспитательном процессе.

Педагогическим коллективом школы-интерната №1 разработаны Правила реализации принципа в практической деятельности педагогов.

При реализации принципа гуманизма:

. опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;

. уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;

. призывайте ребенка к добру и будьте добры сами;

. защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем;

. постарайтесь увидеть в каждом ученике ЛИЧНОСТЬ независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.

Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимно ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в Соучастии, в Содействии, в Сооценке, в Сопонимании.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:

. определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;

. развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;

. формированием позитивного отношения к ЧЕЛОВЕКУ;

. воспитанием ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗАВИСИМОСТИ в среде педагогов и учащихся.

Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа сотрудничества:

. делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;

. помогайте друг другу: педагоги и учащиеся – члены одного коллектива;

. ДОВЕРЯЙТЕ детям, а НЕ ИГРАЙТЕ на доверие;

. развивайте у детей потребность во взаимопонимании;

. Соучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог «рождает» равнодушных учащихся!

Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию аксиологического общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются к ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я».

Условия реализации принципа.

Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:

. предъявлением детям «вовлеченной» социальной жизни с ее противоречиями;

. организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;

. реализацией учащимися ценностных ориентаций как обретенной ими свободы выбора;

. постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых выводит их в широких социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается рефлексирующий ученик.

Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа ценностной ориентации:

. открывайте перед детьми принципиально новые «измерения» мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека;

. наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысленное бытие, в ценностные критерии;

. вовлекайте учащихся в активный процесс открытий в единстве с развитием у них способности проводить гуманистическую экспертизу по критерию ценности;

. вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится выбором не только для себя, но и для других.

Принцип природосообразности - учет наследственных и природных задатков, способностей в обучении и воспитании, возрастных особенностей, воспитание в условиях среды и с учетом природы среды.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа природосообразности обеспечивается:

. построением учебно-воспитательного процесса на основе учебных возможностей детей;

. созданием комфортной психологической, образовательной среды, приближенной к домашней, учитывая условия школы-интерната;

. приобщением детей к здоровому образу жизни;

. введением здоровьесберегающих технологий;

. организацией и управлением всех служб на сохранение здоровья детей;

. приобщением детей к физической активности, занятии спортом.

Правила реализации принципа в практической деятельности.

При реализации принципа природосообразности:

. уделяйте внимание каждому без исключения ребенка, опираясь на его природу (у каждого есть свой характер, темперамент и т.д.);

. ориентируйтесь на зону ближайшего развития ребенка;

. не сравнивайте детей друг с другом, ибо рост ребенка происходит относительно себя;

. держите ребенка в ситуации успеха, чтобы у него не формировался дидактический нервоз.

Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.

Условия реализации принципа.

Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:

. созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;

. включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;

. стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;

. оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.

Правила реализации принципа в практической деятельности:

При реализации принципа социального закаливания детей:

. разрешайте проблемы С детьми, а не ЗА детей;

. не предусматривайте возможных трудностей, а воспитывайте у детей способность к их преодолению;

. воспитывайте волю учащихся: волевых усилий не будет у ребёнка завтра, если их не воспитать сегодня;

. воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.

Стратегия развития школы-интерната

Стратегия развития школы – интерната включает в себя следующие изменения:

Содержание образования:

- включение в предметные программы вопросов, касающихся современного развития планеты, общества, государства;

- использование учебников и учебно-методических пособий последнего поколения;

- внедрение информационных технологий в УВП;

- внедрение дидактических систем развивающего обучения.

Использование современных методов обучения: исследовательского метода, интерактивных методов обучения; проектного метода.

Организация учебно-воспитательного процесса:

- организация УВП с учётом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и потребностей; - подключение детей к проектированию собственной образовательной деятельности, к организации учебных занятий;

- переход от « мероприятийной» деятельности школы к системе непрерывного психолого-педагогического обеспечения развития личности.

Изменение содержания и форм работы по повышению квалификации педагогов:

- поиск способов самообразования и создание условий для самообразования; - внедрение системы тренингов;

- исследовательская работа.

Управление системой развития школы:

- усовершенствование управленческой структуры;

- освоение метода диалога в управлении;

- разработка системы самооценки деятельности школы;

- активизация работы органов общественного самоуправления.

Направления деятельности педагогического коллектива по реализации программы развития школы-интерната

Сохранение здоровья воспитанников, внедрение здоровьесберегающих технологий

Цель: формирование компетенций саморазвития, способности учащихся к ЗОЖ

Задачи:

1. Осуществление психолого-педагогической и медицинской диагностики воспитанников на всех этапах обучения, воспитания и развития.

2. Освоение здоровьесберегающих технологий педагогическим коллективом школы-интерната.

3. Организация здоровьесберегающей среды для воспитанников школы-интерната.

4. Организация деятельности учащихся по привлечению к ЗОЖ.

Реализация данного направления должна осуществляться с помощью психолого-медицинского сопровождения. Это предполагает осуществление комплекса мер, направленных на физическое и психическое развитие ребёнка, его оздоровление, психологическую реабилитацию. Диагностический комплекс осуществляет диагностику проблем в развитии ребёнка и его достижениях на переходных этапах обучения в школе, перспективы в дальнейшем обучении, выявление детей «группы риска». Нами используется алгоритм составления программы наблюдения и изучения детей:

1. Составляется база данных в ходе первичной диагностики: особенности семейно-бытовых условий жизни ребёнка, её состав; сведения о поведении воспитанника до поступления в интернат, о его увлечениях; уровень знаний и общеучебных умений.

2. Выявляются интересы и способности, особенности внимания, мышления, памяти, профессиональных предпочтений. Методы диагностики – диагностические исследования по рекомендуемым методикам, наблюдение за деятельностью и поведением, метод создания специальных ситуаций; метод индивидуальной беседы; обмен мнениями; анализ результатов деятельности воспитанника.

В результате совместной работы психологической службы с педагогическим, ученическим и родительским коллективами школы-интерната возможны положительные тенденции при условии:

- овладения педагогами школы-интерната психологическим знанием через участие в работе семинаров, индивидуальных консультаций, апробации методических пособий по проблемам;

- социометрии, что позволяет выявлению межличностных отношений посредством разрешения конфликтных ситуаций в системе «учитель-ученик», «учитель-родитель», «ребёнок-родитель»;

- росте доверия к психологической службе со стороны старшеклассников,

- стабилизация картины по уровню тревожности учащихся школы;

- реализации воспитательных задач школы по организации ученического самоуправления.

Реализация задач освоения здоровьесберегающих технологий и создания единого здоровьесберегающего образовательного пространства предполагает комплекс мероприятий, который предусматривает программный метод его организации. В связи с этим создана специальная педагогическая программа «Здоровье», которая включит мероприятия по организации режима работы школы-интерната, организации учебных занятий и отдыха воспитанников, соблюдение всех гигиенических требований для максимального сохранения здоровья детей (режим питания, питьевой и световой режимы и т. д.), организацию работы структурных подразделений.

Реализация четвёртой задачи данного направления возможна при создании системы воспитательной работы школы-интерната.

Внедрение личностно-ориентированного подхода в обучении

Цель: раскрытие индивидуальных способностей учащихся и формирование ключевых компетенций

Задачи:

1. Обновление содержания образования.

2. Формирование общеучебных умений и навыков.

3. Освоение технологий проектной деятельности субъектами образовательного процесса (педагоги-воспитанники).

Данное направление создаёт и реализует систему образования, способствующую интеллектуальному развитию школьников в соответствии с требованиями стандартов образования. Внедрение и освоение нового курса «Основы проектной деятельности», введение факультативных курсов, предметов школьного компонента способствует формированию ключевых компетенций.

Школа осуществляет подбор, разработку и внедрение образовательных программ для достижения образовательного стандарта; производит обучение на основе углубленной психолого-медико-педагогической диагностики учащихся и разработки адекватных педагогических технологий и методов психолого-педагогической коррекции.

В ходе диагностики:

- выявляется уровень физического и психического развития;

- определяется готовность детей к школьному обучению и характер подготовки к нему; выбираются адекватные учебные программы, выявляются способности, склонности, интересы, профессиональные предпочтения;

- отслеживается динамика личностных интересов.

В структуре школы-интерната выделяются занятия самоподготовкой, предназначенные для дополнительных индивидуальных и групповых учебно-коррекционных занятий, выполнения домашних заданий, организации учебно-досуговой деятельности.

Формирование общеучебных навыков и умений. Кроме изменения содержания образования данное направление предусматривает введение проектной деятельности во внеурочное время, воспитательном процессе, знакомство учащихся с социальным проектированием. В этой связи мы предусматриваем введение в начальном звене – социальные пробы, в среднем звене – социальное проектирование, которые будут способствовать эффективной социализации воспитанников школы-интерната, более лёгкой их адаптации к изменяющимся жизненным условиям, способным совершать ответственный выбор и принимать ответственные решения.

Создание информационного пространства

Цель: формирование коммуникативных компетенций

Задачи:

1.Совершенствование компьютерной базы школы-интерната.

2. Обновление содержания образования.

3. Повышение компьютерной грамотности педагогического и ученического коллектива.

4. Введение компьютерных технологий в УВП.

Данное направление предусматривает возможность организации учебно-воспитательного процесса в современных информационно-технологических условиях. Обновление содержания образования путём введения региональных компонентов освоения проектной деятельности в 5-7 классах. Единое информационное пространство предусматривает интеграцию содержания образования по предметам, позволит использовать педагогам в преподавании предметов компьютеры, освоить дистанционные формы обучения учащихся, овладеть проектной деятельностью с использованием системы Интернет.

Расширение информационного пространства ученика и учителя, освоение компьютерных технологий позволит учащимся совместно с педагогами, а затем и самостоятельно формировать коммуникативные компетенции.

Построение системы воспитательной работы

Цель: создание условий ребёнку для «социальной ситуации развития» (Выготский Л.С.), среды общения, поля деятельности.

Задачи:

1.Организация целостного процесса воспитания.

2. Расширение поля занятости учащихся в различных творческих объединениях через систему дополнительного образования.

3. Укрепление традиций школы.

4. Формирование личностных качеств средствами организации КТД.

5. Развитие детского самоуправления.

6. Взаимодействия с родительской общественностью.

Данное направление осуществляет коррекционную и воспитательную деятельность совместными усилиями учителей, воспитателей, психологов на основе комплексных программ, направленных на:

- нравственное воспитание детей, включая формирование норм морали;

- эстетическое воспитание;

- воспитание коммуникативной культуры личности, формирование умений диалога, общения, принятия точки зрения собеседника, взаимопонимания;

- установление нормального взаимодействия с семьёй ребёнка;

- развитие творческого мышления, фантазии воспитанников, приобщение их к чтению книг, газет, журналов.

Система специальных кабинетов, студии, кружки, секции предназначены для индивидуальной, групповой и фронтальной работы.

Данное направление реализуется на основе Концепции воспитательной работы МОУ школы-интерната № 1.

Этапы реализации программы развития

Стратегия создания программы развития школы-интерната предполагает разработку этапов, задач на этапах, сроков начала разработки и завершения внедрения программы.

Первый этап – диагностико-конструирующий – предусматривает анализ актуального состояния проблемы функционирования школы-интерната, разработку на этой основе программы развития и соответствующего психологического и педагогического, методического обеспечения для реализации программы:

1.1.1.Задачи диагностики:

а) изучение проблем реального функционирования образовательно – воспитательной системы школы-интерната;

б) создание целостной системы медико-психолого-педагогической диагностики воспитанников школы-интерната, предполагающей изучение здоровья ребёнка, его готовности к школе и к жизни в обществе, уровень способностей, степень помощи в компенсации и реабилитации отклонений в развитии;

в) разработка критериев и показателей эффективности развития образовательной системы школы-интерната.

5.1.2. Задачи конструирования:

а) разработка, подбор и создание образовательных программ (учебных и воспитательных) компенсирующих, адаптационных, реабилитационных;

б) разработка адекватных содержанию технологий образования;

в) разработка (подбор) другого методического обеспечения.

5.1.3. Задачи создания эффективной системы управления развитием образовательно-воспитательной системы.

5.1.4. задачи установления эффективных контактов с учреждениями социализации и институтами адаптации:

а) с образовательными учреждениями (ПТУ, техникумы, колледжи);

б) с учреждениями здравоохранения;

в) с семьями воспитанников;

г) с внешкольными образовательными учреждениями.

Сроки реализации этапа: сентябрь 2011 – сентябрь 2013 гг.

Предполагаемый результат:

- выявление противоречий развития образовательной системы школы-интерната и создание на основе этого программы развития;

- создание системы медико-психологической и педагогической диагностики;

- создание программного и технологического обеспечения образовательно-воспитательного процесса;

- наличие программ взаимодействия с другими образовательными учреждениями и социальными институтами;

- создание скорректированной системы управления.

Второй этап – преобразующий –

Предусматривает системные преобразования в образовательном процессе с промежуточными «срезами» результатов деятельности:

5.2.1. Реализация системы диагностики, апробация диагностических карт развития личности воспитанника.

5.2.2. Создание комплекса социально-трудовой адаптации, коррекционно- воспитательного комплекса и комплекса психолого-медицинского сопровождения.

5.2.3. Реализация отработанных образовательных программ и технологий.

5.2.4. Апробация перспективно учебного плана школы.

5.2.5. Повышение профессионального уровня персонала школы-интерната.

5.2.6. Отработка системы взаимодействия с институтами социализации.

Сроки реализации этапа – сентябрь 2011 – сентябрь 2012 гг.

Предполагаемые результаты деятельности:

- скорректированный пакет документов (образовательных программ, перспективного учебного плана, методического обеспечения, дидактического и воспитательного комплекса);

- отработанная система управления развитием;

- отработанная система функционирования структуры образовательно-воспитательного процесса;

- отработанная система взаимодействия с институтами социализации и образования.

5.3. Третий этап – полной реализации –

На этом этапе предполагается:

5.3.1. Реализация идей развития, при необходимости – корректировка цели и задач, программ и технологий образования, системы управления, критериев оценки результатов развития.

5.3.2. Обобщение опыта развития на уровне методических, научно-практических рекомендаций и выводов.

Сроки реализации этапа – начиная с сентября 2012 – сентябрь 2015 гг.

Предполагаемый результат – ежегодный анализ результатов развития, «выход» на создание единой системы психолого-педагогической адаптации и реабилитацию в пространстве школы-интерната. Обобщённый опыт развития на уровне дидактических (методических) рекомендаций.

Структура управления развитием школы-интерната

Для совершенствования структуры управления образовательно-воспитательным процессом необходимо скорректировать деятельность структур. Входящих в образовательную систему школы-интерната и создать качественно новые структуры.

Общее руководство школой-интернатом осуществляет выборный орган – общее собрание трудового коллектива и совет учреждения. Порядок избрания членов совета и вопросы его компетенции определяются Уставом школы-интерната.

Непосредственное руководство школой-интернатом осуществляет директор. Он осуществляет общее управление образовательным процессом, обеспечивает создание комфортных жилищно-бытовых условий для воспитанников, контролирует и изучает педагогический процесс. Создаёт условия для повышения профессионального мастерства педагогических работников, утверждает авторские, скорректированные, реабилитационные программы, взаимодействует с заместителями по УВР, ВР, педагогом-организатором, социальным педагогом, педагогом-психологом, медицинскими работниками, учителем-логопедом, педагогами дополнительного образования.

Заместитель по учебно-воспитательной работе осуществляет руководство за ходом и результатом педагогического процесса в школе. Создаёт условия для решения задач, поставленных перед школой на всех ступенях обучения.

Заместитель директора по воспитательной работе способствует осуществлению воспитательной работы в школе и во внеклассной и внешкольной деятельности учащихся (воспитанников) в рамках модулей.

Социальный педагог осуществляет социальную помощь и поддержку воспитанников: осуществляет связь с семьями школьников, с ОВД, службой занятости, специалистами социальных служб, работа с органами опеки и попечительства. Основные направления работы – модуль социально-трудовой адаптации и воспитательный модуль.

Педагог-психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психологического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе образования и воспитания. Он определяет факторы, препятствующие развитию личности воспитанников и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи. Проводит психологическую диагностику, составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ.

Учитель-логопед осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у воспитанников. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них «дефектов», проводит индивидуальные и групповые занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций.

Учитель осуществляет обучение и воспитание учащихся с учётом специфики преподаваемого предмета, способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, реализует общеобразовательные программы, планирует и организует жизнедеятельность воспитанников. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приёмы и методы, средства воспитания. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога и социального педагога планирует и проводит с воспитанниками коррекционно-развивающую работу. Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Одной из самых распространённых форм методической работы – методические объединения (учителей-предметников, воспитателей). Особое внимание уделяется совершенствованию форм работы – практикумы, проблемные дискуссии, деловые игры.

Критерии оценки эффективности развития

Критерии оценки эффективности развития разрабатываются, исходя из целей и задач образовательного процесса.

1.Уровень общего образования каждого учащегося в соответствии с требованиями государственных стандартов.

2.Уровень профессиональной и жизненной ориентации выпускников.

3.Уровень сформированности нравственных качеств в соответствии с общечеловеческими нормами.

4.Уровень развития коммуникативных способностей, умения ориентироваться в ситуациях общения.

5.Уровень медико-психологической реабилитации, физического развития выпускника.

6.Уровень сформированности санитарно-гигиенической культуры и самообслуживания.

Кроме того, значимыми для нас являются:

- условия обеспечения доступности качественного образования;

- обеспечение условий безопасности участников образовательного процесса;

- уровень разработанности диагностической системы образовательно-воспитательного процесса;

- уровень научности, целостности программного обеспечения и адекватных технологий образования;

- уровень разработанности социальных программ, направленных на взаимодействие с другими учреждениями образования и социальными институтами; продуктивность реализации целевых программ;

- уровень квалификации педагогических кадров и их профессиональный рост;

- уровень материально-технической базы;

- позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе-интернату.

Мы считаем, что реализация разработанной программы может способствовать созданию условий для развития образовательно-воспитательной системы школы-интерната № 1. Системы, способной создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка, его социальной адаптации, психологической и медицинской реабилитации.

Программа развития школы

Введите ваш запрос

Поиск

ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 1

г. Самара, п. Южный, 31 © 2013

Педагогический коллектив Ученический коллектив Материально-техническая база План действий по реализации Программы развития