В России обсудили процесс обновления мировой системы образования - «Образование»
На международном Саммите GELP Moscow 2017, который проходил в Москве с 1 по 3 ноября, лидеры российского и зарубежного образования из 12 государств наметили практические шаги по системному изменению мировой образовательной среды с учетом существующих глобальных вызовов цивилизации. Саммит показал, что активное включение России в процесс обновления поможет ускорить трансформацию образовательной политики как в масштабах отдельных территорий, так и в целом на мировом уровне. При максимальной активности стран-участников заметных позитивных изменений можно ожидать уже в течение ближайших 2-3 лет.
Саммит, впервые организованный в России по инициативе международного альянса Global Education Leaders` Partnership (GELP), был посвящен теме «Образование для сложного мира: зачем, чему и как учить в 21-м веке», в нем приняли участие около 70 экспертов в области образования из 12 государств, в том числе ведущие российские специалисты. До этого представители нашей страны не выступали в качестве спикеров GELP.
Значение Саммита GELP
Говоря о значении саммита, сооснователь и сопредседатель GELP Вэлери Хэннон подчеркнула: «Россия занимает стратегическое положение в геополитической структуре. Система образования здесь исторически основана на опыте признанных во всем мире педагогов и психологов. В России большое количество новаторов, нацеленных на поиск партнеров и обмен идеями на глобальном уровне, а так как GELP содействует этим процессам, мы решили провести встречу лидеров образования именно здесь. Мы увидели впечатляющий прогресс России в области внедрения инноваций, в том числе при участии бизнес-сообщества и некоммерческих объединений. Мы увидели, как цифровая революция влияет на образовательный процесс в стране. И мы нацелены на расширение сотрудничества с Россией в ходе дальнейших преобразований на мировом уровне».
Актуальность Саммита GELP обусловлена тем, что перед современным обществом, а значит, и перед образованием, стоят глобальные вызовы. Стремительно нарастающие процессы диджитализации и автоматизации ведут к кардинальным изменениями на рынке труда, социально-экономическая среда становится все более турбулентной, усиливается экологическая неустойчивость на планете, и важно готовить подрастающее поколение к полноценной жизни в этом сложном мире.
За 10 лет GELP организовал 14 саммитов и конференций, которые оказывали мощное стимулирующее воздействие на развитие образовательных инноваций как в принимающей стране, так и во многих других странах.
Партнерство в развитии образования
Саммит охватил немало значимых тем, при этом докладам и панельным дискуссиям было отведено не более четверти всего времени, остальное – это групповая работа экспертов. И результаты еще раз показали, что для формирования личности нового времени в процессе обучения и развития требуются совместные усилия всех участников образовательной среды.
«Вызовы, стоящие перед современным обществом, а значит и образованием, глобальны. Они не решаются усилиями какой-то одной страны. Альянс GELP – пример удачного формата межстранового сотрудничества в образовательной сфере, поэтому мы поддержали саммит. Мы понимаем, что изменения в образовании должны быть направлены в первую очередь на формирование личности нового времени – сложного человека. Эти изменения подразумевают сотрудничество всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса, системы образования, неформальных проектов, производителей контента», – прокомментировала Юлия Чечет, исполнительный директор Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее». Фонд с 2015 года принимает участие в создании экосистемы, способствующей развитию современного образования, отвечающего вызовам 21-го века.
Привлечение бизнес-сообщества
Представленный на саммите российский опыт подтвердил эффективность участия некоммерческих объединений и бизнеса в создании современной образовательной экосистемы. Причем некоторые из наработок наших НКО уже оказались востребованы за рубежом. В частности, прототип российского Агентства стратегических инициатив (АСИ) скоро будет внедряться во Вьетнаме и Малайзии.
«Настало время, когда глобальный бизнес должен задумываться, какой социальный вклад он несет, а филантропические организации должны уметь зарабатывать. «Рыбаков Фонд» будет способствовать привлечению предпринимателей к российским образовательным проектам, чтобы повысить их число, увеличить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов и усилить их приток. Еще одним важным направлением деятельности мы считаем привлечение к развитию школьной среды сообщества выпускников школ, так как это повышает уровень доверия родителей учеников к образовательному учреждению и его педагогам, – рассказал сооснователь и член совета «Рыбаков Фонда» Игорь Рыбаков. – Важное значение в этой работе имеет институт наставничества, в России он появился относительно недавно, во многих странах пока не сформирован совсем, а это необходимо для поддержки инвесторов при внедрении новых проектов. И ресурсный центр менторства, такой как АСИ, прекрасно подходит как прототип. Так что Россия приступает к реальному экспорту своей интеллектуальной инициативы».
Направления для улучшения образовательной системы
Участники саммита отмечали, что крайне важно прививать детям навыки проектного подхода, развивать их адаптивные возможности. При этом необходимо оказывать поддержку не только учащимся с высокой мотивацией, но и отстающим, так как при серьезном внимании со стороны педагогов, психологов они имеют все шансы стать успешными. В связи с этим все большее значение приобретает персонифицированный подход к обучению.
«Сейчас мир меняется настолько стремительно, что сложно заранее предугадать, какими навыками должны будут обладать выпускники средней школы через 11 лет. Поэтому на первый план выходит необходимость поддерживать активность ребенка, развивать в нем интерес к познанию и способность легко адаптироваться к изменениям, – отметил генеральный директор корпорации «Российский учебник» Александр Брычкин. – Большую роль при этом играют вариативность и персонификация образования. И, как показывают исследования, российские преподаватели осознают значение этих принципов, в частности, при выборе учебных программ, а также учебно-методических материалов, которые мы разрабатываем для школ».
Требует изменения и система оценки знаний учащихся. Новые оценочные системы должны отражать не только результат обучения, но и мотивацию школьника, должны показывать уникальность каждого ребенка и побуждать его к дальнейшему развитию – вот что, по мнению участников Саммита GELP, нужно учитывать педагогам, руководителям учебных заведений и регуляторам системы образования.
«Также при трансформации системы образования нужно дать больше права голоса учащимся, больше возможностей для выбора, больше ответственности в классе, в школе, в обществе. Учителям нужно готовить детей именно к этому, так как новое образование будет гораздо более разветвленным, формирующим ученическую самостоятельность, – подчеркнул Павел Лукша, основатель Global Education Futures (GEF), профессор Московской школы управления «Сколково». – Что касается роли государства, то одна из главных его задач связана с переходом к так называемому сложному управлению системой, где государство играет ведущую роль – задает стандарты, оценивает качество системы, и вместе с тем поддерживает распределенное партнерство с бизнесом, инвесторами, родительскими и городскими сообществами, которые зачастую могут начать внедрение необходимых улучшений быстрей, чем государство. Новая система образования более сложная, чем текущая, поэтому необходим продуктивный диалог всех участников, и в ходе саммита обсуждался ряд моделей для его реализации».
Подводя итоги саммита, глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин заявил, что к образованию необходимо относиться как к сфере, которая серьезно влияет на экономический рост, на успешность страны, поэтому образование нужно видеть «как важный институт для инвестиций в наше будущее». И если не делать этого сегодня, то Россия потеряет тот статус научной, технологической державы, который пока есть.
По итогам саммита участники сформируют доклад, который в России станет пакетом прикладных рекомендаций для Администрации Президента и Правительства РФ по развитию школьного образования до 2025 года. Доступ к этому документу появится и у профессионального сообщества. Также будет создана российская версия «дорожной карты» основных точек вхождения российских образовательных проектов в глобальное сообщество (включая возможности для экспорта образовательных инноваций и кооперации).
Официальным оператором Саммита GELP в России выступила Global Venture Alliance – международная компания с площадками в Кремниевой Долине и Москве, представляющая собой частную инновационную экосистему, которая объединяет акселерационные программы для стартапов, различные образовательные инициативы, занимается инвестированием в создание инновационной среды. Представители GVA приняли активное участие в деловой повестке в качестве спикеров и модераторов.