В урочный час: в школах начали профориентацию - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » В урочный час: в школах начали профориентацию - «Образование»
В урочный час: в школах начали профориентацию - «Образование»
Источник: «Московский комсомолец» Главная «премьера» 2023 года – старт новой программы профориентации уже с 2 сентября. Введение профминимумов в 6–11-х классах не затерялось на фоне новшеств Года педагога и наставника. Таких, как единые программы и учебники по предметам, старт ФГОС, инновационный


В урочный час: в школах начали профориентацию - «Образование»

Источник: «Московский комсомолец»


Главная «премьера» 2023 года – старт новой программы профориентации уже с 2 сентября. 


Введение профминимумов в 6–11-х классах не затерялось на фоне новшеств Года педагога и наставника. Таких, как единые программы и учебники по предметам, старт ФГОС, инновационный проект капремонта школ. Создатели программы новой профориентации уверены, что обретение интереса к профессии уже в школе поможет прирастить промышленный потенциал страны. А в семьях ожидают, что это – новая возможность для детей не только не ошибиться в выборе направления для учебы, но и приобрести профнавык, который можно получить еще в школе.


Профориентация в школах существовала всегда. Еще в СССР предпринимались попытки не просто заинтересовать учащегося подростка каким-то видом деятельности, но и выпускать готовых профессионалов.


Особенного расцвета «профориентация молодежи» достигла в 1980 годы, когда даже вышло постановление Пленума партии на эту тему. В Москве эксперименты по профориентации проводились еще в 1960-х: школьники учились на год больше (11 лет в те годы), в старших классах проходя и теорию, и практику. Выпускались из школы, имея диплом портного-закройщика или токаря невысокого разряда. Но широкого распространения этот пилот, как и более поздние попытки, которые даже предполагали тестирования на первых ЭВМ, не получили. Относительная дороговизна и энергоемкость позволили полезному начинанию «спуститься на тормозах» в 1990 годы.


Современная профориентация основана на опыте предыдущих поколений и инновациях XXI века. Если говорить об истоках и составных частях, то программа объединила под одной «крышей» федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование» и другие разработки профильных ведомств и ведущих исследовательских центров в области образования. В долгосрочной перспективе целью введения профминимума уже в школе ставится такая серьезная задача, как «развитие экономики и укрепление технологического суверенитета страны».


О базе новой системы профориентации в школах, призванной обеспечить ранний выбор и самореализацию для каждого школьника, еще весной рассказывал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.


«Начиная со школьной скамьи детям надо говорить о тех безграничных возможностях, которые у них есть в нашей стране, о возможностях нашей промышленности и экономики», – сказал глава ведомства.


Вдобавок, стройная система профминимума, которая внедряется сейчас, появилась не на пустом месте: деление по направлениям обучения в 5–7-м классе, предпроф- и профклассы в школах по разным специальностям работают несколько лет.


«Можно утверждать, что с заявленной моделью профминимума наша страна окажется в авангарде стран с самой современной системой профориентации, – говорит эксперт в области образования Антонина Гордеева. – Например, в Японии школьники уже на начальной ступени обучения проходят тесты на профессиональные склонности и интересы, а также знакомятся с различными профессиями через экскурсии на предприятия и в вузы. В США и Канаде подростки могут пройти практику в различных компаниях и организациях, чтобы получить опыт работы в интересующей их сфере – а наша модель сочетает оба подхода, и западный, и японский. Еще дальше пошли разве что в Норвегии, где профориентация начинается еще в начальной школе. Школьники проходят тесты на профессиональные склонности и интересы. Кроме того, в старших классах могут пройти практику в различных компаниях. Там в школе учатся 13 лет. Все, кто не идет в академические классы и потом в вуз, выходят из школы, имея дипломы специалиста в сфере обслуживания или другую среднюю специальную квалификацию. Хотя есть разработки психологов и педагогов, опровергающие целесообразность слишком раннего разделения по направлениям обучения у детей. Они опираются на нейропсихологию, в частности, которая говорит о том, что этого не стоит делать до 12 лет – возраста созревания II функционального блока мозга».


Но жизнь быстро бежит вперед: компьютеризация и цифровизация проникли всюду. Сегодня знания в области IT становятся универсальным языком общения. Эксперты утверждают, что будущее системы образования – в мультикомпетенциях, когда одна профессия сочетает 2–3 и больше навыков. Поэтому больше нельзя «долго запрягать», определяясь с профессией в колледже или университете или после их окончания. Направления для нового профобучения в школе выбраны самые востребованные и продвинутые: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские…


Современная система профориентации включает в себя «урочную форму», или теорию (на уроках физики, например, рассказывают о том, как применяются знания по этому предмету как физика «работает» в какой-то профессии или на предприятии). Для учителей разработаны сценарии уроков, которые можно скачать на сайте до начала урока.


Занятия «Россия – мои горизонты» – те самые «классные часы» по четвергам, которые ведет «педагог-навигатор» (на практике это обычно классный руководитель). Это и обзоры, и введение в специальность, и тестирования на платформе «Билета в будущее», в которых, что очень важно, принимают участие и родители школьников.


Практическая часть, мастер-классы и «Лаборатория будущего» – это не просто экскурсии, рассказы и показы на заводах, студиях, фирмах и фабриках. А, можно сказать, прямое общение с будущим работодателем. Школы заключают соглашения с учебно-производственными комплексами (УПК) на предприятиях, если они там есть, или с профильными образовательными организациями уровня высшего и среднего образования, напрямую с компаниями. Они организуют профессиональное обучение школьников – это когда старшекласснику дают первые производственные навыки. И вместе с аттестатом выдают свидетельство о приобретении профессии.


Получается красиво выстроенная система раннего приобщения детей к профессии, где есть и теоретическая база, и тестирования, и мастер-классы в местах будущей учебы, реальные «будни и праздники» работы на производстве. Вдобавок проект завязан на семейном выборе – направление для родителей в проекте тоже предусмотрено. Семья сможет не просто определиться с направлением учебы для ребенка, но избежит ошибок профвыбора, пока ребенок еще учится в школе. В итоге каждый выпускник в 9–11-м классе будет обладать профминимумом для дальнейшей учебы или трудоустройства.


На момент внедрения есть три ступени «минимума»: базовый (не менее 40 часов в учебный год), основной (не менее 60 часов в учебный год), продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). Спустя год–два базовый минимум могут упразднить. И еще очень важно, что раннюю профориентацию в школах вводят для всех, в том числе для детей с ОВЗ и инвалидностью.


«Еще несколько лет назад исследования показывали, что почти половина (46%) молодых людей по окончании школы не имели представления, «кем быть, куда пойти учиться», – говорит рекрутер Любовь из Самары. – Раньше некоторые шли в университет просто «за корочкой», потом – согласно тезису «куда пройдешь, туда и поступишь». Еще изрядное количество тех, кто ранее не имел заметных склонностей и увлечений, которые могли бы перерасти в профессию, и не знал даже, в какую область идти работать. Недавние исследования перспектив экономики и человеческого потенциала показали, что рынок труда очень переменится уже через 5 лет. От каждого потребуется не только владение компьютером, но и языками программирования, форматом Big data. Всем будут нужны гибкие навыки, 2–3 или больше компетенций. К 2030 году глобальная ревизия рынка профессий охватит 1 миллиард трудоспособного населения Земли. Поэтому очень хорошо, что уже в школе человек получит некий профминимум, приобщится к реальной работе. И поймет, куда ему двигаться дальше».


«Наша школа вошла в проект «Билет в будущее» еще в прошлом году – рассказывает мама 11-летнего Павла Алевтина из Краснодара. – Сначала сын вместе с другими одноклассниками проходил тестирование, затем и я тоже. У нас получилось, что сыну рекомендовано направление кулинарии и работы в индустрии питания. Паша как-то даже приуныл сначала. Но потом сходили с одноклассниками на кухню ресторана, затем на мастер-класс по салатам и пицце пошли, были на экскурсии в цехах продуктового промкомбината. Шеф известный к ним на «теорию» тоже приходил. В общем, сын проникся, повесил на стену портреты известных шеф-поваров, от Оливера и Рамзи до Ивлева. Заказал крутой нож для разделки и мечтает стать знаменитым поваром».


Людмила из Люберец рассказала, что вначале немного боялась, как профориентация будет воплощена и сработает для ее дочери Веры, которой 13 лет, у девочки ДЦП. Но оказалось, что в ее интеграционном классе, где еще и ребята с аутизмом, много артистических натур. Вера вошла в группу «стилисты, дизайнеры и фотографы».


«С учительницей ездили на студию, где женщина-дизайнер рассказывала им о колористике, разных цветотипах у людей, современных стилях и направлениях в одежде. Это все безумно понравилось, Вера вернулась домой окрыленная. Кстати, я слышала, что и для родителей какие-то собрания и лекции по профориентации будут проводить, я бы тоже об этом послушать не отказалась… А потом перед ними выступал фотограф, рассказывал о правилах и принципах фотографии. И затем они сделали фотосессии друг для друга. Тоже очень понравилось. А в школе им еще показывали разные фото- и видеоматериалы о дизайне. Если в новом учебном году профориентация будет в том же духе и еще расширится, я только за».


Учитель русского языка и литературы, молодой специалист Валерия из Обнинска тоже поначалу слегка растерялась, когда узнала, что она теперь педагог-навигатор. Тем более когда узнала, что договор о сотрудничестве школа планирует заключать с двумя серьезными предприятиями: институтом в области ядерной физики и компанией высоких технологий. Все-таки «у меня гуманитарные предметы, а где физика или IT»…


Но оказалось, что тестирования на проекте проводят и для учителей-наставников. А в помощь учителям разработано много материалов и пособий, которые помогают не просто разобраться, но и вникнуть в предмет.


«Я теперь сама с нетерпением жду этих самых профпрактик и экскурсий в «Лаборатории будущего», – признается 26-летняя Валерия. – Все-таки в первом российском наукограде с рождения живем, а я как-то никогда к его технической части, к истории не приобщалась. У нас просто семья гуманитариев. На первом же внеурочном занятии нас обещали отвести в музей прославленного нашего физико-энергетического института. Даже мне, учителю, это будет ново и интересно».


 


Источник: «Московский комсомолец» 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика