Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать - «Образование»
Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать - «Образование»
Фото: PressFoto Что нужно знать учителю о физиологии ребенка, что такое нейромифы и какими они бывают, как письмо влияет на процесс обучения, какую информацию блокируют подростки и как взрослые могут помогать детям – обо всем этом шла речь в онлайн-программе «Образовательная среда», гостем которой


Возрастная физиология: изучать, нельзя игнорировать - «Образование»

Фото: PressFoto


Что нужно знать учителю о физиологии ребенка, что такое нейромифы и какими они бывают, как письмо влияет на процесс обучения, какую информацию блокируют подростки и как взрослые могут помогать детям – обо всем этом шла речь в онлайн-программе «Образовательная среда», гостем которой стала Марьяна Безруких, знаменитый ученый, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких


Какие дети приходят в школу сегодня


Наши исследования показывают, что с точки зрения физиологии современные дети практически не отличаются от их сверстников 20–30-летней давности, возможно, существенно  изменились психологические характеристики.


За последние 20 лет резко увеличилось количество детей, у которых к школе не сформировалась речь, детей с низкой двигательной активностью и моторной неловкостью. Для этого есть ряд причин. Так, например, по данным Института возрастной физиологии, уже в полтора года 5% детей используют гаджеты, а к шести годам их больше 90%, хотя специалисты считают, что они ограничивают речевое и моторное развитие в этом возрасте. 


Кроме того, анализ режима дня и нагрузки дошкольников показал, что у них практически нет свободного времени, дети мало бывают на воздухе и не очень активно занимаются спортом.


Учить по-старому или по-новому?


Учителю необходимо понимать, как функционирует мозг ребенка, каковы особенности и механизмы формирования базовых навыков, и сегодня мы знаем об этом гораздо больше, чем раньше. При этом мы предъявляем к ребенку уже новые требования, а учим его по-старому.


Представьте себе букварь 30-летней давности и современный учебник русского языка для первого класса. Они существенно отличаются, а вот методики преподавания практически не изменились.


Раньше ребенка учили письму в течение всей начальной школы, спокойно и без спешки, сегодня он должен освоить чтение и письмо за два-три месяца, а это сложные когнитивные навыки и действия, которым нельзя научить за такое короткое время, используя старые методики.


На начальном этапе мы уже требуем быстрого письма и чтения. Но это не осознанное чтение и письмо, а механическое, то есть совершенно бесполезная  деятельность с каракулями вместо букв и с угадыванием без понимания смысла.
Поэтому знание возрастной физиологии детей помогает формировать правильные методики работы, давать знания, которые усваиваются.
Как хорошо уметь писать!


В российских школах традиционно учат детей курсивному письму, которое дает больше зацепок для того, чтобы запомнить букву, правильно ее воспринимать. От сложной каллиграфии мы уже отошли: она отнимает много сил и времени – в современных условиях это нерационально.


Во многих странах используют полускрипт – упрощенное, «разрывное» письмо, полупечатными буквами, без сложных соединений; оно позволяет детям писать осознанно и грамотно. При укороченном периоде обучения и высокой интенсификации учебного процесса оно работает очень эффективно и дает возможность снять много проблем.


А вот клавиатурное письмо все-таки вторично: первоклассник не может освоить десятипальцевую систему печатания, это требует особой организации деятельности, внимания и регуляции, и начинать такое обучение можно не раньше третьего-четвертого класса, и то медленно и постепенно. Так что в первом и втором классе продолжаем писать ручкой.


Нейромифы: неэффективно, но популярно


Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа, – это нейромифы, популярные представления, основой которых являются неверные представления или некорректная интерпретация данных о развитии и функционировании мозга. Эти мифы живут в образовательной среде. Руководствуясь ими, педагоги создают различные программы, используют методики, к примеру, разделяют детей по разным типам восприятия информации (аудиалы или визуалы) и в зависимости от этого выстраивают работу с ними, считают, что существуют биологически предопределенные типы обучения, а  кратковременные физические упражнения могут улучшить работу полушарий мозга и т. д. Это совсем не безобидные мифы, следуя которым невозможно повысить эффективность обучения.


А вот если учитель считает, что левшу надо переучивать, – все гораздо серьезнее: значит, что он не понимает логику физиологических процессов.


Если нет знаний – возникает множество проблем.  Бороться с нейромифами сложно, это подтверждают исследования наших зарубежных коллег. Нужно учить, объяснять результаты  новейших исследований, чтобы понять, почему такие нейромифы недостоверны.


Кстати, у родителей и даже у специалистов дошкольного образования есть еще один популярный миф, который формулируется так: «После трех уже поздно». В соответствии с ним  обучающий ресурс мозга снижается после шести лет, поэтому надо успеть всему максимально научить в дошкольном возрасте. В  этот миф верят около 70% педагогов, и они готовы организовать интенсивную подготовку дошкольников, учить всему, в том числе письму и чтению и, более того, рекомендуют родителям это делать.


Если же обратиться к фактам, то мы знаем, что обучающий ресурс мозга и в дошкольном, и в младшем школьном, и в подростковом  возрасте только растет, он достигает максимума к 20–25 годам.


Как общаться с подростком


Работа с этой группой ребят начинается не с наступлением их подросткового возраста – с ними нужно уметь разговаривать с малых лет, не терять ниточку контакта.


Для подростков более значимыми становятся сверстники, а из взрослых – только те люди, которым они доверяют. Подростки готовы слушать референтных взрослых и дорожить общением с ними. Хорошо, если это будут учителя, тренеры в спортивных секциях, педагоги в кружках.


Но общение должно учитывать особенности возраста, особенности их эмоционально-волевой сферы  и взаимодействия: нотации читать не стоит, потому что негативную информацию мозг просто блокирует, запреты тоже работают далеко не всегда.


Поэтому мы снова возвращаемся к тому, что у учителя должны быть глубокие  знания о физиологии и психологии детей разного возраста, понимание того, как и когда перестраивается их организм и как это влияет на обучение, учитывать проблемы восприятия и памяти и многое другое.


Что должны знать учителя?


Знание возрастной психологии и физиологии должно быть вписано в контекст педагогической работы: это позволит облегчить процесс обучения, понять, что можно делать и чего делать не следует, как формируются учебные навыки у детей, как проявляются отклонения и дефициты в развитии и как помочь ребенку, если у него возникают проблемы.


Поэтому необходимо начинать изучение этих дисциплин в вузах. Для будущих педагогов и  для тех, кто работает в Институте возрастной физиологии РАО, разрабатывается специальный курс « Педагогическая физиология»: лекции, в которых рассматриваются ключевые проблемы возрастного развития и обучения, создается электронный учебник с современными материалами о росте и развитии ребенка,  о развитии мозга и познавательной деятельности, о физиологических и психофизиологических аспектах обучения.


Все материалы будут размещены в свободном доступе, ими сможет воспользоваться любой педагог. Курс будет готов к концу этого года.


Наша задача – наладить обратную связь: на сайте нашего института есть раздел, где родители и учителя могут задать интересующие их вопросы. С учетом этих вопросов и ежегодно появляющихся новых результатов исследований мы будем постоянно дополнять и обновлять учебник – он должен быть живым, полезным и актуальным.


«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Она выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.


Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика