Школьное сочинение – от первого лица? - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Школьное сочинение – от первого лица? - «Образование»
Школьное сочинение – от первого лица? - «Образование»
Сочинение как обязательный пункт программы на пути к получению аттестата в 11-м классе вошло в жизнь современных школьников несколько лет назад, но дебаты о том, каким оно должно быть, продолжаются до сих пор. Этой теме был посвящен очередной выпуск онлайн-программы «Образовательная среда» на


Школьное сочинение – от первого лица? - «Образование»

Сочинение как обязательный пункт программы на пути к получению аттестата в 11-м классе вошло в жизнь современных школьников несколько лет назад, но дебаты о том, каким оно должно быть, продолжаются до сих пор. 


Этой теме был посвящен очередной выпуск онлайн-программы «Образовательная среда» на федеральном портале «Российское образование»: эксперты обсуждали прошлое, настоящее и будущее письменных работ школьников, говорили о том, что еще может помочь детям научиться внятно изъясняться, грамотно писать и аргументировать свое мнение. 


Декабрьское сочинение – только один из инструментов на пути к овладению коммуникативными навыками. При этом формат сочинения как экзаменационного испытания выпускников, по мнению экспертов программы, требует изучения профессиональным сообществом, за которым может последовать его обновление, а также возможно развитие других форм оценки умений 21-го века у школьников. Об этом в онлайн-программе «Образовательная среда» говорил заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ, учитель словесности Михаил Павловец.


«Нам нужно признать, что ситуация изменилась. Признать, что у школьника есть свое мнение, которое он может высказать, и потому пора ставить перед образованием другие задачи. Эти задачи связаны с интересами учителя, который лучше чиновника знает, какой учебный материал отбирать для своего класса, с интересами ученика и с его жизненными потребностями. Нам важно, чтобы ребята смогли писать о том, что для них важно: умели рассказывать про свою жизнь, свои цели, про то, что их волнует. Это пригодится им в жизни», – отметил Михаил Павловец.

Такого же мнения придерживается преподаватель русского языка и литературы школы № 55 «Долина знаний» города Волгограда, победитель конкурса «Учитель года России – 2019» Лариса Арачашвили. 


«Жизнь требует от нас универсальных инструментов, а мы часто занимаемся частностями, учим тому, что вряд ли пригодится детям, поэтому формы подачи и проверки знаний сегодня должны быть другими – не такими, как раньше», – заявила она.

Начальник управления по связям с общественностью МГПУ Татьяна Апостолова напомнила, что, когда сочинение в 11-м классе только вводилось, оно было призвано проверять речевые навыки школьников, умение аргументированно излагать свои мысли, то есть самые важные компетенции. 


«Но потом мы выяснили, что это привело совсем к другим вещам, к шаблонам. Значит, надо пытаться преобразовать этот формат, чтобы он был не просто элементом освоения программы, а формировал бы определенные умения и был актуальным и полезным», – прокомментировала Татьяна Апостолова. 

Само сочинение в его классическом варианте предполагает четкое соблюдение определенных канонов и правил: школьники должны «попасть в критерии». Об этом также говорили эксперты программы. 


«То, что в школах называют сочинением, это, по сути дела, отсроченное изложение, репрезентационная работа, когда ребята просто пересказывают информацию, полученную на уроке или прочитанную в учебнике. При этом то же эссе предполагает определенную свободу и отсутствие жестких критериев, по которым пишется работа. Такой формат ближе сегодняшним школьникам, у них есть мотивация такие тексты писать, а не пересказывать чужие мысли не своими словами», – считает Михаил Павловец. 

Об альтернативных вариантах письменной работы для школьников говорит и Лариса Арачашвили. 


«Нужно давать детям возможность выразить свои мысли, чтобы они рассказывали о том, что интересно именно им. Так, по новому ФГОС ученики старших классов делают проекты. Такая работа может заменить итоговое сочинение: подготовка и представление проекта помогают «прокачивать» свои навыки, выбирать темы, обсуждать, доказывать», – высказала свою позицию Лариса Арачашвили. 

Эксперты отметили также, что подготовка к сочинению так же, как и подготовка к экзаменам, далеко не всегда «вписывается» в актуальные потребности молодых людей и развивает нужные им умения. Вариант решения этой проблемы предлагает Татьяна Апостолова. 


«Нам нужны коммуникативные навыки и грамотная речь, но это совсем не то, что требуют от детей на ЕГЭ сегодня. Поэтому в процессе обучения и подготовки к экзаменам можно подумать о том, как повести этот вектор, как работать над формированием нужных сегодня навыков. Возможно, надо начинать с простого: с того, чтобы пошагово учить формулировать свои мысли. А затем эта опция в сочетании с полученными предметными навыками поможет ребятам писать различные работы по самым разным предметам школьного курса», – считает она. 

Сегодня у школьников существует множество возможностей развивать свой творческий потенциал. Об одном из таких проектов рассказал Михаил Павловец: он информировал, что 14 ведущих вузов страны (НИУ ВШЭ, МГПУ, НИЯУ МИФИ, САФУ, Университет ИТМО и др.) с этого года проводят чемпионат сочинений «Своими словами» для старшеклассников. 


Михаил Павловец подчеркнул, что это не традиционный формат письменной работы «что автор хотел сказать в том или ином произведении», а рассказ от первого лица о том, что интересно и близко самому участнику. 


«Для нас важно направление мыслей, умение излагать их. Работы будут оценивать профильные специалисты, которые разбираются в той или иной теме – по всем направлениям чемпионата. Конечно, грамотность изложения и связность речи тоже будет учитываться», – прокомментировал эксперт. 

Победители смогут получить дополнительные баллы при поступлении в вузы – партнеры проекта, эти баллы сохраняются в течение нескольких лет. 


Итоги дискуссии подвел заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус. 


«Школа должна подготовить ребенка к жизни. Поэтому нужно научить детей говорить и писать на родном языке, аргументировать свои мысли – это именно то, что потребуется им в будущем. Они поймут, что им нужна грамотность, что они могут писать интересно и сочинения в современном формате могут стать драйвером развития учащихся. Не случайно, по данным исследования ведущего кадрового агентства HeadHunter, на первом месте среди требований работодателей к соискателям в этом году стоит грамотная речь», – резюмировал он. 

«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием и родительского сообщества.


Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика