Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»
Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»
Выбор профессии – важная жизненная задача. Но исследования показывают, что многие выпускники делают его неосознанно – из соображений престижа того или иного направления обучения или, вообще, за компанию с друзьями. В результате работать по специальности идут менее 40% выпускников. Как школьнику


Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»

Выбор профессии – важная жизненная задача. Но исследования показывают, что многие выпускники делают его неосознанно – из соображений престижа того или иного направления обучения или, вообще, за компанию с друзьями. В результате работать по специальности идут менее 40% выпускников. Как школьнику избежать такой ситуации, какие аспекты нужно учитывать при выборе карьерного пути и чем в этом поможет всероссийский конкурс «Большая перемена», рассказал президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Алексей Серебряков.


Алексей Георгиевич, многие школьники и их родители считают, что выбор профессии зависит в первую очередь от знаний ребенка: хорошо разбираешься в истории – поступай на исторический, любишь читать – иди на филфак. Правильный ли это подход?


Знания, безусловно, являются важным компонентом. Но в выборе будущего вуза и дальнейшей профессии нельзя останавливаться только на уровне знаний. Существенный элемент – универсальные компетенции, так называемые softskills, то есть личные качества и способности учащегося. От softskills зависит не то, что школьник умеет делать сейчас, а каков его потенциал. Какого уровня он сможет достигнуть в будущем.


Не стоит забывать и про информационный компонент: выпускникам необходимо погружаться в мир образования и ориентироваться в рынке труда. Через пять-шесть лет, когда нынешние абитуриенты окончат вузы, многие профессии устареют, а то и вовсе уйдут в прошлое. Мир быстро трансформируется: например, уже сегодня понятно, что после окончания пандемии будут востребованы медицинские, научные направления. Очевидно и то, что многие профессии начнут приобретать заочный характер – «уходить в онлайн».


Как же школьнику самому принять такое сложное решение, в котором нужно учесть столько факторов?


Не обязательно делать это самому: существует ряд научно обоснованных методик, которые зарекомендовали себя и успешно помогают в профессиональной ориентации. Есть диагностика, которая должна проходить с консультацией специалиста по психологическому профессиоведению. Есть масштабные проекты, включающие тестирование, например «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ». Не стоит исключать и практический подход, метод профессиональных проб: человек делает что-то и понимает, нравится или нет, хорошо получается или плохо. Для этого есть много современных площадок: детские технопарки «Кванториум», движение WorldSkills и ряд других. Можно даже посетить предприятия или производства с экскурсией, это тоже полезно.


А сейчас появился еще один интересный проект – всероссийский конкурс «Большая перемена», который облегчит навигацию среди профессиональных сфер деятельности, поможет ребенку понять себя и увидеть правильный путь для дальнейшей реализации. Конкурс стартовал 28 марта, и я рекомендую всем ученикам средних и старших классов зарегистрироваться на портале проекта.


Разве конкурс может помочь выбрать профессию?


Это большой конкурс, с несколькими этапами, индивидуальной и командной работой. Но с точки зрения профессиональной ориентации нас интересует первый этап, направленный на саморазвитие, самопонимание, – блок с тремя интерактивными тестами.


Первый тест помогает выявить сильные стороны личности. Проводя исследования школьников, мы всегда им говорим: «Важно понимать свои способности и таланты. Поймете, чем вы отличаетесь от других, – поймете, на что можно сделать ставку, чтобы в будущем выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда». Второй тест определяет тип мышления и предпочитаемые формы действия. Если ребенок знает, что у него социальное, логическое, образное, музыкальное или другое мышление, он может понять, как проще реализовать себя. И третий тест, собственно профориентационный, выявляет интересы и мотивацию ребенка.


Пройти все три теста можно за 25–30 минут. То есть всего за полчаса учащийся сможет приблизиться к пониманию себя, получить новую информацию по тем потенциальным профессиональным траекториям, куда ему стоит направить свои усилия. И хотя сам конкурс «Большая перемена» рассчитан на школьников 8–10-х классов, пройти первый, диагностический этап могут все желающие.


Нужно ли готовиться к тестам, повторять школьную программу?


И тесты, и конкурс в целом – это не проверка знаний, здесь нет предметных вопросов. Предметную зону нужно осваивать в школе. В конкурсе основной упор делается на креативные, коммуникативные компетенции, различные навыки, связанные с организацией, командным взаимодействием, проектной работой. Задача авторов «Большой перемены» – помочь детям лучше понять себя.


Но если, скажем, ребенок всю жизнь считал себя гуманитарием, а тест показал ему совершенно противоположный результат, что делать в такой ситуации?


Для начала нужно не забывать, что какой бы тест ни был точный, он только помощник. По завершении всех тестов участник конкурса получит рекомендацию, в каком направлении (всего их девять) ему двигаться дальше. Но ничто не мешает подростку выбрать собственную траекторию, если он внутренне к ней расположен.


С другой стороны, не стоит забывать, что профессии очень тесно взаимосвязаны. Даже в психологии, одной из самых гуманитарных наук, многие методики и тесты основаны на точных дисциплинах – математике и статистике.


Что ждет участников конкурса после тестирования?


Следующий этап – творческий, он предлагает рассказать о себе в любой форме: сделать видеоролик, самопрезентацию, скетч. И этот этап тоже логично встраивается в систему выбора профессии, ведь важно не только узнать себя, нужно и действовать, показывать свои сильные стороны – это непременный атрибут профессионального развития.


А дальше можно участвовать в конкурсной программе, которая предусматривает решение сложных кейсов-вызовов, или же просто остаться в масштабном комьюнити, которое интересно рассказывает о профессиях, и продолжать искать «свое» направление. Ведь смысл любой диагностики, в том числе и профориентационной, – дальнейшее развитие. Надо понять себя, а потом двигаться. Карьерное развитие находится в зоне постоянного самосовершенствования, и сейчас как раз есть время, чтобы заняться своим будущим. Тем более что на онлайн-ресурсах «Большой перемены» собраны актуальные, интересные источники информации: книги, в том числе переводные, различные кейсы, курсы. Самоизоляция – это время возможностей, и я советую всем провести его с пользой.


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика