Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»
Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»
Выбор профессии – важная жизненная задача. Но исследования показывают, что многие выпускники делают его неосознанно – из соображений престижа того или иного направления обучения или, вообще, за компанию с друзьями. В результате работать по специальности идут менее 40% выпускников. Как школьнику


Для выбора профессии важно понимать себя и знать, что происходит в мире - «Образование»

Выбор профессии – важная жизненная задача. Но исследования показывают, что многие выпускники делают его неосознанно – из соображений престижа того или иного направления обучения или, вообще, за компанию с друзьями. В результате работать по специальности идут менее 40% выпускников. Как школьнику избежать такой ситуации, какие аспекты нужно учитывать при выборе карьерного пути и чем в этом поможет всероссийский конкурс «Большая перемена», рассказал президент Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» Алексей Серебряков.


Алексей Георгиевич, многие школьники и их родители считают, что выбор профессии зависит в первую очередь от знаний ребенка: хорошо разбираешься в истории – поступай на исторический, любишь читать – иди на филфак. Правильный ли это подход?


Знания, безусловно, являются важным компонентом. Но в выборе будущего вуза и дальнейшей профессии нельзя останавливаться только на уровне знаний. Существенный элемент – универсальные компетенции, так называемые softskills, то есть личные качества и способности учащегося. От softskills зависит не то, что школьник умеет делать сейчас, а каков его потенциал. Какого уровня он сможет достигнуть в будущем.


Не стоит забывать и про информационный компонент: выпускникам необходимо погружаться в мир образования и ориентироваться в рынке труда. Через пять-шесть лет, когда нынешние абитуриенты окончат вузы, многие профессии устареют, а то и вовсе уйдут в прошлое. Мир быстро трансформируется: например, уже сегодня понятно, что после окончания пандемии будут востребованы медицинские, научные направления. Очевидно и то, что многие профессии начнут приобретать заочный характер – «уходить в онлайн».


Как же школьнику самому принять такое сложное решение, в котором нужно учесть столько факторов?


Не обязательно делать это самому: существует ряд научно обоснованных методик, которые зарекомендовали себя и успешно помогают в профессиональной ориентации. Есть диагностика, которая должна проходить с консультацией специалиста по психологическому профессиоведению. Есть масштабные проекты, включающие тестирование, например «Билет в будущее» и «ПроеКТОриЯ». Не стоит исключать и практический подход, метод профессиональных проб: человек делает что-то и понимает, нравится или нет, хорошо получается или плохо. Для этого есть много современных площадок: детские технопарки «Кванториум», движение WorldSkills и ряд других. Можно даже посетить предприятия или производства с экскурсией, это тоже полезно.


А сейчас появился еще один интересный проект – всероссийский конкурс «Большая перемена», который облегчит навигацию среди профессиональных сфер деятельности, поможет ребенку понять себя и увидеть правильный путь для дальнейшей реализации. Конкурс стартовал 28 марта, и я рекомендую всем ученикам средних и старших классов зарегистрироваться на портале проекта.


Разве конкурс может помочь выбрать профессию?


Это большой конкурс, с несколькими этапами, индивидуальной и командной работой. Но с точки зрения профессиональной ориентации нас интересует первый этап, направленный на саморазвитие, самопонимание, – блок с тремя интерактивными тестами.


Первый тест помогает выявить сильные стороны личности. Проводя исследования школьников, мы всегда им говорим: «Важно понимать свои способности и таланты. Поймете, чем вы отличаетесь от других, – поймете, на что можно сделать ставку, чтобы в будущем выиграть в конкурентной борьбе на рынке труда». Второй тест определяет тип мышления и предпочитаемые формы действия. Если ребенок знает, что у него социальное, логическое, образное, музыкальное или другое мышление, он может понять, как проще реализовать себя. И третий тест, собственно профориентационный, выявляет интересы и мотивацию ребенка.


Пройти все три теста можно за 25–30 минут. То есть всего за полчаса учащийся сможет приблизиться к пониманию себя, получить новую информацию по тем потенциальным профессиональным траекториям, куда ему стоит направить свои усилия. И хотя сам конкурс «Большая перемена» рассчитан на школьников 8–10-х классов, пройти первый, диагностический этап могут все желающие.


Нужно ли готовиться к тестам, повторять школьную программу?


И тесты, и конкурс в целом – это не проверка знаний, здесь нет предметных вопросов. Предметную зону нужно осваивать в школе. В конкурсе основной упор делается на креативные, коммуникативные компетенции, различные навыки, связанные с организацией, командным взаимодействием, проектной работой. Задача авторов «Большой перемены» – помочь детям лучше понять себя.


Но если, скажем, ребенок всю жизнь считал себя гуманитарием, а тест показал ему совершенно противоположный результат, что делать в такой ситуации?


Для начала нужно не забывать, что какой бы тест ни был точный, он только помощник. По завершении всех тестов участник конкурса получит рекомендацию, в каком направлении (всего их девять) ему двигаться дальше. Но ничто не мешает подростку выбрать собственную траекторию, если он внутренне к ней расположен.


С другой стороны, не стоит забывать, что профессии очень тесно взаимосвязаны. Даже в психологии, одной из самых гуманитарных наук, многие методики и тесты основаны на точных дисциплинах – математике и статистике.


Что ждет участников конкурса после тестирования?


Следующий этап – творческий, он предлагает рассказать о себе в любой форме: сделать видеоролик, самопрезентацию, скетч. И этот этап тоже логично встраивается в систему выбора профессии, ведь важно не только узнать себя, нужно и действовать, показывать свои сильные стороны – это непременный атрибут профессионального развития.


А дальше можно участвовать в конкурсной программе, которая предусматривает решение сложных кейсов-вызовов, или же просто остаться в масштабном комьюнити, которое интересно рассказывает о профессиях, и продолжать искать «свое» направление. Ведь смысл любой диагностики, в том числе и профориентационной, – дальнейшее развитие. Надо понять себя, а потом двигаться. Карьерное развитие находится в зоне постоянного самосовершенствования, и сейчас как раз есть время, чтобы заняться своим будущим. Тем более что на онлайн-ресурсах «Большой перемены» собраны актуальные, интересные источники информации: книги, в том числе переводные, различные кейсы, курсы. Самоизоляция – это время возможностей, и я советую всем провести его с пользой.


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru