Ученые поняли, как стадо животных реагируют на опасность. Все — благодаря микророботам - «Наука» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Наука » Ученые поняли, как стадо животных реагируют на опасность. Все — благодаря микророботам - «Наука»
Ученые поняли, как стадо животных реагируют на опасность. Все — благодаря микророботам - «Наука»
Стадо антилоп беззаботно кормится на лугу. Как только на горизонте появляется лев, животные сразу же убегают. Как им удается делать это сообща? Физик из немецкого города Констанц Чун-Джен Чен и профессор Клеменс Бехингер, член Кластера передового опыта «Центр перспективных исследований





Стадо антилоп беззаботно кормится на лугу. Как только на горизонте появляется лев, животные сразу же убегают. Как им удается делать это сообща? Физик из немецкого города Констанц Чун-Джен Чен и профессор Клеменс Бехингер, член Кластера передового опыта «Центр перспективных исследований коллективного поведения», задались вопросом: что должны делать животные, чтобы эффективно и быстро отреагировать на опасность бегством.



В ходе исследования ученые использовали микророботов, имитирующих действия групп животных в процессе бегства. В ходе эксперимента было установлено, что стадо животных при бегстве действует сообща, даже если отдельные животные не замечают угрозы или реагируют неправильно.



В качестве отправной точки ученые рассмотрели стадо отдыхающих животных, которые внезапно почуствовали опасность. В ходе эксперимента исследователи использовали систему микророботов — запрограммированных активных стеклянных шаров, распределенных в пределах конкретной области. Когда ученые подсвечивали шарики сфокусированным лазерным лучом, одна их сторона нагревалась и заставляла их двигаться подобно животным в стаде.



«Мы можем целиться в каждую отдельную “бусину” и регулировать ее движение, чтобы оно соответствовало движениям ее соседей», — объяснил доктор Чен, автор р диссертацией в исследовательской группе Бехингера.



«Роботы в нашем “стаде” запрограммированы так, чтобы избегать столкновений. В них также заложена информация о том, как они должны менять свое движение в соответствии с местоположением приблизительного центра стада. С помощью этих правил роботы организовались в своеобразный “вихрь”. Микророботы удивительно хорошо воспроизводят движения настоящих животных в стаде», — отметил ученый.



По словам Бехингера, как только появлялся “хищник”, микророботы меняли свои движения. Изменение направления было минимально и не давало каждому отдельному члену стада сигнал резко двигаться в противоположном направлении от хищника. Но при этом, в целом стадо двигалось именно так.



«Навык, при котором несмотря на разницу в движении отдельных индивидов, стадо целиком движется оптимально и в нужную сторону, основан на коллективном процессе принятия решений или “стадном интеллекте”, помогающем разным членам стада постоянно обмениваться информацией», — заявил Бехингер.



«Прямым следствием такого поведения является неизменная эффективность бегства стада даже в ситуации, когда половина микророботов — или животных — не реагирует на угрозу. Это показывает, что отсутствующая или неполная информация от отдельных членов группы может быть компенсирована другими членами стаи», — отметил Чен.



Физики считают, что это может быть одной из причин, по которой животные объединяются в стада — даже учитывая тот факт, что хищникам гораздо легче обнаружить группу животных, чем их по отдельности.



Результаты исследования помогают не только лучше понять основы процесса принятия решений в стадах животных, но и имеют прикладное значение в области микроробототехники. Сейчас ученые обсуждают различные сценарии, при которых несколько автономных роботов совместно выполняют единую задачу. Благодаря знаниям, полученным в результате этого исследования, роботизированное «стадо» может исправно работать даже при условии, что у некоторых роботов отказывает оборудование.



«Бездействие сломанных микророботов будут компенсировать другие роботы, гарантируя тем самым очень высокий уровень надежности», — подытожил итоги исследования Бехингер.


Источник: hightech.fm

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru