«Образование через науку» в НГТУ им. Р.Е. Алексеева - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » «Образование через науку» в НГТУ им. Р.Е. Алексеева - «Образование»
«Образование через науку» в НГТУ им. Р.Е. Алексеева - «Образование»
Фото: пресс-служба НГТУ им. Р.Е. Алексеева Нижегородский государственный технический университет отметил недавно два 100-летних юбилея своих выдающихся выпускников — Ростислава Алексеева и Игоря Африкантова — и готовится теперь к собственному столетию, которое будет праздноваться в октябре


«Образование через науку» в НГТУ им. Р.Е. Алексеева - «Образование»

Фото: пресс-служба НГТУ им. Р.Е. Алексеева


Нижегородский государственный технический университет отметил недавно два 100-летних юбилея своих выдающихся выпускников — Ростислава Алексеева и Игоря Африкантова — и готовится теперь к собственному столетию, которое будет праздноваться в октябре нынешнего года.


О прошлом, настоящем и будущем крупнейшего вуза ПФО рассказал ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доктор технических наук, профессор Сергей Дмитриев.


От истории –  к будущему


— Какой след оставили в истории вуза его знаменитые воспитанники? Как их судьбы повлияли на развитие научной и образовательной деятельности НГТУ?


— За каждым из этих выдающихся людей — научные школы, связанные с их именами, которые живут до сих пор. Игорь Иванович Африкантов — основатель направления исследований в области атомной энергетики. Именно Африкантову, которого поддержал в свое время академик Александров, мы обязаны появлением физико-технического факультета. Сегодня на его базе вырос институт ядерной энергетики и технической физики, и идут туда самые сильные студенты, с самым высоким баллом ЕГЭ.


Африкантов поступил очень мудро, решив взяться за воспитание молодых научных кадров, а базой для их подготовки стал наш университет, в те годы называвшийся Горьковским политехническим институтом. Уже тогда Опытное Конструкторское Бюро Машиностроения (сейчас это АО «ОКБМ Африкантов», входящее в машиностроительный дивизион Росатома - Атомэнергомаш) занималось тем, что мы сегодня называем словом «инновации». На предприятии, которое возглавлял Игорь Иванович, формировался полный производственно-технологический цикл - от проектирования, изготовления и испытания до комплектной поставки заказчику и сервисного сопровождения реакторных установок. А популярный сегодня тезис «Образование через науку» ежедневно воплощался на основанном им физико-техническом факультете. При Африкантове в Политехе была создана мощная экспериментальная база, которой не всякий мог похвастаться, тогда же у нас появился один из первых в Нижнем Новгороде компьютеров. Все это только еще раз подтверждает мысль о том, что Игорь Иванович Африкантов обладал даром предвидения будущего.


Другой наш знаменитый выпускник — Ростислав Евгеньевич Алексеев — определил еще одно направление, которое  и по сей день активно развивается в университете, - передовое судостроение. Именно Алексеева по праву считают первопроходцем создания в нашей стране судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолетов. И заложенные им традиции активно продолжаются. НГТУ сегодня находится в числе тех вузов России, где существует своя мощная школа кораблестроения. В этой области у нас активно работает профессор Зуев, который занимается разработкой ледокольной техники. Под его научным руководством готовятся аспиранты, в том числе и зарубежные, и это показатель мирового уровня наших специалистов.


Большой вклад в создание полярной транспортной техники внес профессор Николаев, и это направление у нас также развивается, но уже на новом уровне. Сейчас наши ученые работают над современными образцами, в том числе и беспилотных транспортных средств. А высокий уровень их разработок вновь был подтвержден участниками проходившего недавно на базе НГТУ заседания рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты «МариНет» Национальной технологической инициативы.


Традиционно сильным в нашем университете является и такое направление, как радиотехника. Основателем научной школы в этой области был профессор Агеев, а сегодня его дело продолжает профессор Рындык, работающий над проблемами радиолокационных систем. Его конструкторское бюро — безусловный лидер отрасли, оно является научной базой для ряда предприятий ОПК в регионе. И хотя сотрудники ориентированы в основном на оборонную тематику, есть у них и гражданские разработки. Сейчас, например, идет работа над локатором для беспилотного автомобиля — тема, согласитесь, актуальная.


Можно также говорить и о наших школах металлургии, материаловедения.


— В последние годы в университете сложился ряд научных школ, которые работают в совершенно необычных для вас областях. Как они появляются?


— Приходят новые люди, приносят новые идеи. Мы рады тому, что есть возможность создать условия для их осуществления. Нужно честно сказать, что появилась эта возможность только благодаря грантам, которые выделяются сейчас на развитие науки в вузах. Такая поддержка позволяет растить новое поколение ученых, работы которых уже завоевывают признание. К слову, единственным представителем Нижегородской области, который недавно получил грант президента для молодых докторов наук, стал представитель НГТУ.


— Какие из новых научных школ работают, на ваш взгляд, наиболее успешно?


— Назову несколько. Профессор Андрей Куркин, например, занимается актуальной темой — изучением волн-убийц. И хотя сам он довольно молод, рядом с ним уже выросло новое поколение исследователей. Самый известный из них — Ирина Диденкулова, удостоенная премии Президента РФ для молодых ученых и награжденная престижной европейской медалью Лейбница.


Практически «с нуля» было создано еще одно направление — криогенная наноэлектроника. В этой области мы также выиграли грант Минобразования, 150 млн рублей, который позволил привлечь одного из ведущих ученых в этой области, Леонида Кузьмина, профессора Гетеборгского университета. Мы также смогли приобрести уникальное оборудование: криостат, который мы закупили, был на тот момент единственным в России.


Еще одно инновационное направление в нашем университете — «зеленую химию» — представляет целая династия ученых Воротынцевых, отец и два сына, которые занимаются получением сверхчистых газов очисткой с помощью наномембран. Такие - свехчистые - газы используются при производстве микроэлектроники, а это прямой путь к импортозамещению. Кстати, на исследования в этой области наш молодой исследователь Алсу Ахметшина получила грант ЮНЕСКО.


А совсем недавно полученный грант позволил пригласить в наш университет профессора из США Марка Качанова, вместе с ним будем создавать лабораторию керамических и композиционных материалов, которые предназначены для транспортных средств, работающих в условиях Арктики при низких температурах.


Сотрудничество на грантовой основе представляет обоюдный интерес — и для самих приглашенных ученым, и для нас, принимающей стороны. Мы же получаем не только средства на создание современных лабораторий, но и плюс к тому новые исследовательские технологии, необходимые нам, и возможность совместной работы с представителями других научных школ, в том числе и зарубежных.


Надежная база интеграции


— Долгие годы отсталая материальная база считалась одной из главных проблем вузовской науки. Есть ли сегодня подвижки в этой области?


— В последние 10–15 лет в университеты стали вкладывать деньги, и это сразу отразилось и на их материальной базе, и — как следствие — на их рейтинге. Так что многие наши вузы сегодня вполне конкурентоспособны, хотя и не по всем направлениям.


Университет должен стать инновационным центром науки, технологий и производства. Он не должен заниматься только наукой или только подготовкой кадров — он должен стать центром интеграции от идеи до производства.


— Ваш вуз всегда гордился активным взаимодействием с реальным сектором экономики. По разным оценкам, от 60 до 80% руководящих работников предприятий, НИИ и КБ в регионе — это выпускники НГТУ. Какую роль в этом сотрудничестве играют базовые кафедры университета, созданные на предприятиях области?


— Это идея реализуется уже достаточно давно, с конца 80-х, и полностью себя оправдала. Если когда-то молодому специалисту говорили: «Забудь все, чему тебя учили в институте, мы тебя сейчас заново научим», то сейчас у предприятия нет на это времени. Поэтому возникла необходимость интегрировать обучение в производственный процесс. Именно базовые кафедры дают такую возможность: примерно с третьего курса обучение студентов организуется непосредственно на предприятиях — в КБ, НИИ, на заводе, — куда они после окончания вуза придут работать. При этом все базовые кафедры абсолютно не похожи друг на друга, потому что построены под конкретные потребности, и обучают они на современном оборудовании тем вещам, которых, возможно, нет в учебном плане университета, но которые нужны данному предприятию. Студенты узнают структуру производства, знакомятся с продукцией, которую оно выпускает, так что время адаптации для них существенно сокращается. Причем процесс это двусторонний: мы создаем базовые кафедры на производстве, а предприятия у нас в университете создают базовые лаборатории, загружают их заданиями по своей тематике, в работе над которыми участвуют и преподаватели, и студенты.


Сейчас у НГТУ 14 базовых кафедр. Создание их — дело, безусловно, полезное, хотя и достаточно дорогостоящее, и потому доступно только крупным предприятиям. Но там, где нужны инновации, базовые кафедры необходимы, и производственники сами предлагают создавать их. Кстати, недавно с нашим опытом на примере кафедры производственных систем, созданной на базе ГАЗа, познакомили Президента во время его визита в Ярославль, и он этот опыт поддержал.


В едином образовательном пространстве


— Когда-то у политеха была репутация довольно «закрытого» для международного сотрудничества вуза. Сегодня ваш университет стал более открытым?


— Наши международные контакты сейчас активно развиваются, хотя и имеют определенную специфику. Ведь НГТУ позиционируется как вуз, во многом ориентированный на проблематику ОПК. Тем не менее, мы не отгораживаемся от мира, и одним из главных партнеров в международном сотрудничестве стал Китай. Уже не один год мы поддерживаем связи, в частности, с Сычуаньским университетом и Институтом ядерной энергии Китая. Готовим для них специалистов, есть и совместные научные работы. А сейчас по решению Президента РФ и Госсовета КНР создается Ассоциация российско-китайских вузов «Волга-Янцзы», куда войдут вузы ПФО и регионов верхнего и среднего течения реки Янцзы. Это позволит расширить спектр нашего взаимодействия с китайской стороной и в плане совместных исследований, и в организации обменов студентами и аспирантами. Нам есть чему поучиться друг у друга.


Активно развивается наше сотрудничество и с европейскими университетами. В начале 2017 года делегация НГТУ побывала с визитом в Чешской Республике, во время которого было подписано соглашение о сотрудничестве между Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е. Алексеева и Техническим университетом г. Брно. А уже в марте с ответным визитом к нам приезжали коллеги из Чехии.


Мы познакомили их с научно-исследовательской базой НГТУ, обсудили конкретные пути сотрудничества между нашими вузами.


Особый интерес гости проявили к таким направлениям наших исследований, как ядерная энергетика и технологии, электроэнергетика, создание полимерных материалов, в том числе биосовместимых, обладающих заданными функциональными свойствами, мембранные технологии, технологии получения высокочистых газов для микро- и оптоэлектроники, теоретические разработки в области получения функциональных наночастиц.


Традиционно сильными для НГТУ были и остаются такие области, как информационные технологии в промышленности, применение технологий Big Data, разработка информационно-аналитических систем, моделирование и разработка телекоммуникационных систем. В этих направлениях мы тоже будем сотрудничать.


С нашими чешскими партнерами мы решили установить прямые контакты между ведущими учеными и специалистами сторон и сформировать рабочие группы для выработки и конкретизации совместных предложений по тематике перспективных исследований по приоритетным исследовательским направлениям сотрудничества.


Планируем мы и совместное участие в конкурсах на выделение финансирования для проведения исследований по научным и образовательным направлениям в рамках российских и европейских программ и проектов (российская Федеральная целевая программа "Исследования и разработки", конкурсы Российского научного фонда, европейская программа Erasmus+, программа Европейского Союза Horizon 2020 и другие).


Считаем перспективным и расширение форм сотрудничества между вузами с участием в совместных проектах ведущих промышленных предприятий и исследовательских организаций России и Чехии, в том числе совместное проведение исследований и выполнение работ по прямым хозяйственным договорам с промышленными партнерами.


Будем, разумеется, развивать и академический обмен студентами, аспирантами, преподавателями и научными сотрудниками. Начнем такой обмен с аспирантов, чтобы в последствие формировать из них учебно-исследовательские группы по соответствующим направлениям подготовки.


Так что и мы, и наши коллеги из Технического университета г. Брно довольны развитием отношений и готовы приложить все усилия для дальнейшего развития сотрудничества.


Сто лет, опережая время


— В этом году НГТУ отметит 100 лет со дня основания. Как идет подготовка к юбилею? И какие планы у нижегородских политехников на следующее столетие?


— Подготовка к юбилею, конечно, давно идет. Начать решили с богатой истории вуза — это наша основа, сейчас работаем над новой экспозицией музея. А что касается планов, то я неслучайно так подробно рассказывал о наших научных школах — как традиционных, так и новых. Я не могу точно спрогнозировать, какое научное направление в ближайшее время вырвется вперед и займет ведущие позиции. Вот сейчас интенсивно начало развиваться транспортное направление, в том числе и беспилотные системы. Наши ученые активно занимаются разработкой новых материалов, так что и в этой области можно ждать интересных результатов. Безусловно, получат дальнейшее развитие и наши традиционные направления: радиоэлектроника, машиностроение, химия. Посмотрим, какое из этих направлений даст прорывные результаты.


Но с уверенностью могу сказать, что и в следующем столетии своей истории Нижегородский государственный технический университет, конечно же, будет решать свою главную задачу — готовить инженерные кадры. Они сегодня особенно востребованы, без них развитие реального сектора экономики невозможно. Отмечу, у нас нет проблем с трудоустройством: более 95% наших выпускников найдут свое рабочее место, причем с хорошей заработной платой. Я всегда говорю, что нам повезло: мы живем и работаем в Нижнем Новгороде, где сосредоточены многочисленные высокотехнологичные производства. Поэтому будем готовить инженеров.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика