Задача родителей – быть на стороне ребенка - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Задача родителей – быть на стороне ребенка - «Образование»
Задача родителей – быть на стороне ребенка - «Образование»
Минпросвещения России Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО – об адаптации школьников перед началом учебного года, стрессах и стрессоустойчивости, регулировке нагрузок и навыках эмоционального


Задача родителей – быть на стороне ребенка - «Образование»

Минпросвещения России


Марьяна Безруких, доктор биологических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии РАО – об адаптации школьников перед началом учебного года, стрессах и стрессоустойчивости, регулировке нагрузок и навыках эмоционального реагирования. 


Марьяна Михайловна, начало учебного года – время, которое принято считать не только праздничным, но и волнительным, стрессовым: дети приходят в школу после трех месяцев отдыха, у них возникают сложности с адаптацией к учебному режиму. Как этого избежать?


Прежде всего, хочу сказать, что приход ребенка в школу должен вызывать у него интерес, эмоциональный подъем, быть для него большой радостью, но никак не стрессом. Стресс вызывают чрезмерные нагрузки и нарушение режима. Понятно, что летом режим у ребенка сбивается, но хотя бы последние 10 дней перед школой надо войти в рабочий ритм, приближенный к тому, что ждет его в учебном году. Конечно, это не школьные уроки, а чтение, занятие любимым делом, прогулки, питание, правильный сон... Дошкольникам и ученикам начальной школы лучше всего ложиться в 21:00–21:30, старшеклассникам можно позже, но до 11 часов вечера. Иначе ребенок не будет высыпаться, и это приведет к серьезным проблемам. И конечно, надо правильно распределять нагрузку начиная с самого раннего возраста.


Каким образом это сделать?


Если говорить о малышах, то у них все организовано достаточно просто: в режиме дня в детском саду уже заложено рациональное чередование отдыха, занятий, прогулок, сна и питания и, соответственно, нагрузки на ребенка. Но важно помнить, что если дети ходят в сад на полный день, то дополнительных занятий после 18 часов у них быть не должно: в это время резко падает работоспособность, растет утомление, и даже если кружки и секции интересны для ребенка, то все равно они не будут для него полезны и целесообразны, а только дадут лишнее напряжение.


Все занятия надо переносить на дневное время, тогда они не будут нагрузкой. А вечер лучше всего подходит для общения, для свободной игры... И еще я рекомендую родителям дошкольников и младших школьников вечерний релакс: прогуляйтесь с ребенком минут 40, пообщайтесь с ним на приятные для вас обоих темы, затем теплый душ, теплое питье, и перед сном посидите с малышом, сделайте ему легкий массаж, чтобы снять его дневное напряжение. Это такая приятная терапия, которая полезна и детям, и взрослым.


Если же ребенок бежит после школы в кружок, потом делает уроки до девяти вечера, и это повторяется изо дня в день, тогда ему будет сложно не только адаптироваться к началу учебного года, но и вообще в течение всего этого периода.


Долго ли длится адаптация в начале учебного года?


Гораздо дольше, чем кажется. В первом классе период адаптации составляет 4–6 недель, во втором, третьем и четвертом классе сокращается примерно до 2 недель, а в пятом снова увеличивается до месяца. Это связано с тем, что так же, как и в первом классе, ребенок попадает в новую непривычную ситуацию, у него появляются новые педагоги и учебные предметы.


Адаптация – это период высокого функционального напряжения. Именно поэтому не рекомендуется в начале учебного года объяснять новый учебный материал, лучше всего заняться повторением, чтобы дети вошли в ритм учебной деятельности. Все сложное, что будет объяснено в первые недели учебного года, можно считать пропущенной и неусвоенной информацией, к которой потом еще придется возвращаться не один раз. Так что лучше всего в этот период – повторение пройденного.


А что важно помнить учителям на старте нового учебного года?


Что их работа не ограничивается проведением уроков. Им предстоит создать коллектив, наладить и выстроить отношения между детьми. Прежде всего, это касается учеников первых классов, которые, как правило, не знают друг друга.  


Учитель должен выстроить коммуникацию, занять ребят каким-то общим делом, чтобы возникло позитивное взаимодействие. Упущенные несколько недель контакта могут обернуться тяжелыми конфликтами в коллективе, которые педагогу придется решать не один год.


То же самое касается пятиклашек: в это время многие идут в новые школы. А в девятом классе, когда ученики уже постарше, задача учителя – познакомить их друг с другом, дальше они сами уже будут выстраивать коммуникацию.


Переход в новую школу – ситуация, с которой сталкивается большинство семей и педагогов. Как пережить этот этап с наименьшими потерями?


Здесь многое зависит от учителей и от родителей. Есть золотое правило: педагог должен представить нового ученика классу и сказать о нем что-то хорошее, дать позитивную характеристику. Важный момент: мы говорим не про учебу, а про хобби, про интересы человека. Такой «аванс» снимает негативное напряжение и окрыляет ребенка, а дальше уже все зависит от него самого.


Что касается родителей, они тоже должны подготовить сына или дочь к переходу в другую школу, обсудить, что волнует детей, и постараться снять это волнение, проигрывая ситуацию первой встречи с будущими одноклассниками. И лучше всего в этом помогают определенные речевые формулы, которые ребенку нужно знать.


Какие, например?


Это очень похоже на то, что взрослые пишут в резюме и рассказывают на собеседованиях. Например, такой вариант: «Меня зовут Маша, я училась в школе № 1, люблю играть в шахматы, я хорошо рисую и готова с вами вместе делать стенгазету». И такая самопрезентация проигрывается дома, чтобы в класс ребенок вошел уже уверенно и спокойно, зная, что сказать.


Кстати, согласно исследованиям, отношение к детям, которые могут рассказать о себе и представить себя, более позитивное, чем к тем, кто смущается и ничего не говорит. Так что готовиться к самопрезентации лучше всего заранее – даже до прихода в первый класс.


А если у подростка в школе была конфликтная ситуация и он принял решение уйти, но с колледжем или с профильным классом ничего не получилось?


Значит, надо идти в другую сторону и не возвращаться в негатив. Человек должен иметь шанс начать все с нуля. Тогда надо менять школу.
И вот что я бы посоветовала родителям, которые идут знакомиться с новыми педагогами: не надо рассказывать, как было плохо в прошлой школе, какие были проблемы и т. д. Поговорите о том, в чем ваш ребенок хорошо себя проявил, и не нужно на него жаловаться. Тогда он сможет спокойно войти в новый коллектив.




И все же бывают ситуации, когда с ребенком происходит что-то не то. Казалось бы, четких признаков нет, но есть же маркеры, которые указывают на то, что человек нуждается в помощи?


Есть, и их могут увидеть как учителя, так и родители. Очень наглядно резкое ухудшение почерка и появление «глупых ошибок» – пропуски, недописанные буквы, навязчивые движения, которые появляются при стрессе.


Нарушение внимания – еще один тревожный симптом, заметный в школе. Отсутствующий взгляд, неспособность ребенка ответить даже на самый простой вопрос – это уже повод для тревоги. Конечно, есть дети, которые всегда отвлекаются, но мы говорим о другой ситуации.


Раздражительность, резкая смена настроения – эти симптомы проявляются чаще всего дома, в школе дети стараются сдерживаться.


Повышенная тревожность и страхи тоже проявляются достаточно ярко: дети краснеют, потеют, запинаются, не могут собраться на уроках, а дома жалуются, что боятся контрольной работы или того, что их вызовут к доске, становятся более консервативными в пищевых привычках или в одежде. И конечно, беспокойный сон тоже говорит о том, что у человека есть проблема.


Что нужно делать взрослым?


Первое – проанализировать режим и нагрузки. Если ребенок перегружен, надо снять все дополнительные занятия.


Второе – понять, что является триггером проблемы. Надо наблюдать, разговаривать и смотреть, что же произошло. Триггером может быть все что угодно, в том числе нарушение взаимоотношений с учителем, с ровесниками или с родителями, страх постоянных неудач или негативное подкрепление ситуации. И работать предстоит именно с этими триггерами, а не с внешними проявлениями проблем.




Получается, что очень многие дети находятся в состоянии стресса – либо острого, либо хронического?


Прежде всего, сформулируем, что такое стресс. Это ответная реакция организма на всякого рода раздражители. Или, как сказал основоположник теории стресса Ганс Силье, «то, что нарушает нормальное взаимодействие организма со средой».


На многие ситуации, провоцирующие его, мы даже не обращаем внимания, а зря. Так, например, существуют физиологические факторы, которые способствуют возникновению стресса, – это голод и жажда. Многие дети, уходя в школу, не завтракают, потом по разным причинам не едят на переменах... Стоит ли удивляться, что они неработоспособны? Организм не может нормально функционировать, испытывая голод. То же самое касается жажды. Сейчас во многих школах или даже классах установлены кулеры с водой, и в идеале ребенок не должен спрашивать у педагога разрешения, если ему надо сделать глоток прямо сейчас. Он может встать, налить воды и сесть на свое место. Жажда – это сильнейший стресс для организма.


Следующий фактор – это жара, резкая смена температуры. Это касается в том числе и помещений, где находятся дети, и мест, где они проводят каникулы. Детям, у которых есть неврологические проблемы, лучше всего отдыхать в своей климатической полосе, не уезжать на жаркие курорты, особенно на короткое время.


Шум – тоже тяжелейший стресс, но в нем так или иначе живут все. Очень тяжелое влияние оказывает и недостаток кислорода. Помещение классной комнаты рассчитано на 30 детей, которые находятся там в течение 45 минут. Дальше количество кислорода уже резко снижается, и гипоксия плохо сказывается на функциональном состоянии как детей, так и взрослых, на их работоспособности и умственной деятельности.


Часто болеющие дети сталкиваются с интоксикацией, которая мобилизует все силы организма. Кроме того, мы не говорим о последствиях травм – такой практики в нашей стране практически нет.




Большинство из этих факторов – неотъемлемая часть нашей жизни. Какие «провокаторы» стресса действуют сильнее всего?


Они все действуют комплексно, но есть еще несколько факторов, о которых нельзя не сказать. Чрезмерные нагрузки – это то, в чем живут наши дети, можно сказать, постоянно. У младших школьников практически 8-часовой рабочий день (если учитывать дополнительные занятия и уроки), а дальше – больше, к старшей школе у ребят уже двойная нагрузка. А эффективность такого подхода не самая высокая, зато стресс огромный.


Ограничение времени – ситуация, с которой практически невозможно справиться. Начинается она прямо с детского сада: ребенка торопят, чтобы он быстрее вставал, потом одевался. Затем появляется «думай быстрее» и «читай быстрее»... Запредельная нагрузка на организм пользы ни в жизни, ни в процессе обучения не дает.


Но это только физиологические факторы, а есть еще социально-психологические, эмоциональные, которые также создают хронический стресс.


Например?


Проблемы взаимодействия в семье, конфликты, все виды насилия, постоянные неудачи, ситуации неопределенности, неадекватные требования, информационные перегрузки...


От родителей и семьи зависит многое. Если, например, ребенку говорят «ты больше старайся», но больше ни в чем не помогают,  это не устраняет его проблему, а только ухудшает ситуацию. То же самое касается речевых атак, отчитывания менторским тоном с суровым выражением лица...


Школьные неудачи также относятся к топу стрессовых ситуаций. И этот негативный опыт имеет свойство накапливаться.


Эмоциональные факторы тоже присутствуют в обыденной жизни большинства людей: нарушение процесса формирования привязанностей – строгое лицо мамы, например. Об эмоциональной закрытости родителей начали говорить совсем недавно, а ведь это основная составляющая жизни ребенка! Тем не менее таких родителей немало, так же как и родителей, которые оказывают эмоциональное давление.


В итоге при отсутствии эмоционального воспитания создается целый комплекс стрессов, на которые ребенок просто не знает, как реагировать. В школу приходят дети, которые плохо дифференцируют эмоции, и ведущей оказывается страх.


Как реагирует на это ребенок?


Как видите, виды стрессовых ситуаций существуют разные, а реакция на них одна. Организм получает сигнал SOS, мозг активирует систему выброса гормонов – кортизола, адреналина или норадреналина. В итоге ускоряется ритм сердца, повышается давление, происходит возбуждение нервной системы. Организм привыкает жить в ситуации такого повышенного уровня гормонов, и это значит, что малейшая ситуация внутренней тревоги вызовет их очередной выброс.


Следствие стресса – активация всех систем организма, всплеск энергии. Но если у организма есть возможность восстановиться, все будет нормально. А если стресс становится хроническим, то ситуация вызывает тревогу.


Избыток кортизола провоцирует состояние постоянной тревожности, разрушает нейронные связи, нарушает процессы эмоционального реагирования, внимания, памяти, способности к обучению, а также делает человека более чувствительным к дофамину – гормону радости и удовольствия, а следовательно, создает чувствительность к разного рода зависимостям.


Мозг, который постоянно подвергается стрессу, фокусируется на этой ситуации, и на все реагирует как на стресс: человек становится тревожным, раздражительным, агрессивным, ухудшается когнитивная функция и способность контроля.




Как же повысить стрессоустойчивость?


Нужно развивать навыки эмоционального реагирования, умение понимать свои эмоции, работать с ними, наблюдать свое состояние и описывать его словами. Это поможет формированию эмоционального интеллекта.


Владение навыками релакса, двигательная активность, занятие любимым делом и поддержка близких людей – все это повышает устойчивость к стрессу.


Еще, конечно, жизненно необходим успех в каком-либо виде деятельности – он будет поддерживать человека. Если мы видим, что у ребенка есть хотя бы три признака проявления стресса, надо анализировать ситуацию, снять перегрузки и наладить режим дня. 


Что бы Вы посоветовали родителям?


Задача родителя – быть на стороне ребенка. Жесткие меры в общении с детьми не имеют эффекта: чем сильнее вы сжимаете пружину давления и требований,  чем меньше слушаете детей и говорите с ними, тем сильнее впоследствии распрямится эта пружина. Разговаривайте с детьми, объясняйте им свою точку зрения, и тогда, когда они вырастут, они обязательно придут к вам за поддержкой.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru