У педагога должна быть мультикультурная компетенция - «Образование»
Чулпан Громова
Кандидат психологических наук, доцент Казанского федерального университета
На III Международном форуме по педагогическому образованию, который прошел в Казанском федеральном университете, специалисты из российских и зарубежных вузов поделились результатами своих исследований по вопросу адаптации детей-мигрантов в школах.
Кандидат психологических наук, доцент КФУ Чулпан Громова рассказала о том, какие технологии используют учителя начальных классов российских школ в своей работе с этой группой учеников.
Дети-мигранты имеют право получать образование в российских школах. Это подтверждается Конституцией РФ, законом о правах иностранных граждан и рядом других документов.
Но при этом для любого учебного заведения обучить человека, который вырос в другой среде, культуре и плохо владеет русским языком или вовсе им не владеет, является сложной задачей.
Чтобы наладить работу с такими детьми, у педагога должна быть мультикультурная компетенция. Она складывается из толерантности и владения технологиями обучения мигрантов. Наиболее популярными технологиями являются:
• Этнокультурные техники – уроки толерантности, презентации различных культур во время занятий, проведение национальных праздников и т.д.,
• Технология индивидуализации – давать мигрантам более легкие задания, проводить с ними дополнительные и индивидуальные занятия,
• Интерактивные технологии – тренинги, дискуссии, переписка с преподавателями и др.,
• Групповые работы – тренинги на сплочение, занятия в парах и группах,
• Игровые технологии – командная работа, развитие навыков проектной работы.
Хотя пока что нет универсального способа работы с детьми-мигрантами, международные форумы и конференции позволяют обмениваться опытом и знаниями между школами и вузами разных стран. Совместный поиск решений в этом направлении в скором времени поможет прийти к оптимальной модели работы с этими детьми.