Школьные проекты: от эксперимента до научного открытия - «Образование»
В ХХI веке наука стала стремительно молодеть, и бывает так, что оригинальные решения сложных и интересных задач находят школьники и студенты, а еще ребята становятся авторами проектов, которые получают высокую оценку ученых и даже ложатся в основу новых исследований.
Будущий инженер и пушка Гаусса
Одиннадцатиклассник из средней общеобразовательной школы ЗАТО Сибирский Алтайского края Илья Кухаренко мечтает стать инженером.
«С самого детства я любил разные конструкторы, кубики, создавал макеты необычных машин и сооружений. В начальной школе подружился с паяльником, собирал примитивные электронные схемы и несложные механизмы. Чуть позже в моей коллекции «детских» игрушек появились приборы для измерения напряжения и силы тока, лабораторный блок питания, осциллограф. Вместе с новыми игрушками росло и мое увлечение не просто сделать какой-то механизм, а чтобы он обязательно работал», – рассказывает Илья Кухаренко.
Молодой человек соединил два увлечения: стрельбу и физику, и в конце 9-го класса попробовал изготовить пушку Гаусса – устройство, которое не похоже на оружие, но тем не менее может выпускать снаряды с большой скоростью благодаря электромагнитному импульсу.
В 10-м классе Илья уже защитил свой проект в Алтайском государственном техническом университете, затем занял призовое место на федеральных окружных соревнованиях в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.
«Сейчас для меня, конечно, самое главное – хорошо сдать экзамены и поступить в вуз. Через несколько лет, получив дополнительные знания и опыт, мне бы хотелось связать свою жизнь с профессией инженера-конструктора. Во все времена богатство страны измерялось готовой продукцией, а не проектами на бумаге. Без инженеров не строятся новые мосты и жилые дома, без них невозможно выпустить технику, и мне бы хотелось стать специалистом, способным создавать новые разработки для различных отраслей производства. Я буду стремиться к поставленной цели и сделаю все, чтобы добиться успеха!» – рассказал школьник.
Илья считает, что будущее за новыми идеями и разработками и именно сегодняшним школьникам надо двигаться вперед, в ногу с прогрессом.
Виолетта против радиации
Школьница из средней общеобразовательной школы ЗАТО Сибирский Виолетта Пономарева выросла в закрытом военном городке. И мало кто из жителей этого городка задумывался, что длительное хранение оружия массового поражения может спровоцировать высокий уровень ионизирующего излучения и стать причиной развития болезней.
Исправить ситуацию решила школьница: Виолетта занялась изучением влияния ионизирующего излучения на человека и способов защиты от него.
«Наверное, главная причина, по которой мне действительно интересно работать над этим исследованием, – это то, что на территории нашего городка за все время его существования такие исследования еще не проводились. А ведь очень важно знать о возможной угрозе для здоровья человека. Для меня самым интересным при проведении этой работы были сравнение измерения излучения с санитарными нормами, анализ его общего взаимодействия, возможного накопления. Это давало возможность определить, почему радиация в этом месте имеет такое значение, а в другом – отличное, почему в детском учреждении, где еще находится совсем не окрепший организм, есть накопление излучения? Ведь если его воздействие выше нормы, то в будущем это может проявиться в виде онкологических заболеваний, с которыми до сих пор борется весь мир», – прокомментировала Виолетта Пономарева.
Во время исследований она чертила карты помещений, в которых велись измерения, подготовила буклет с картой городка, сделала чертеж экранов для измерения конкретного вида излучения.
«Такая работа мне по душе, именно поэтому в будущем я хочу связать свою жизнь с областью проектирования, разработки и применения информационных и коммуникационных систем», – пояснила Виолетта Пономарева.
Наставник, учитель, вдохновитель
Конечно, без поддержки взрослых выполнить такие сложные исследования и проводить эксперименты ребята бы не смогли. О том, как работать с талантливыми школьниками и вызвать у них интерес к творческой работе, рассказывает руководитель центра дополнительного образования «Точка роста» средней общеобразовательной школы ЗАТО Сибирский Андрей Веснин.
«Физика – это дисциплина, которая требует проведения экспериментов, опытов, демонстраций, лабораторных работ для успешного усвоения учебного материала. Чтобы от знаний по физике был толк, их нужно почувствовать, увидеть, пережить. Когда это происходит вживую, учащиеся испытывают разные эмоции: какое-то явление нравится, какое-то нет, какое-то кажется слишком сложным, а какое-то понятным и очень легким. Самое важное – вызвать эмоцию. Нужно, чтобы работа чем-то запомнилась. Понятно, что не каждая демонстрация или опыт найдет отклик у всех учеников, но даже если один ребенок заинтересуется, значит, все не зря. С этого и начинается знакомство с экспериментальной деятельностью. Всегда должна быть какая-нибудь интересная проблема, которая не дает покоя», – прокомментировал Андрей Дмитриевич.
Следующие шаги должны поддерживать интерес ребят к той работе, которую они выполняют: надо собрать установку, которая будет функционировать, проверить гипотезу, проанализировать результаты и разобраться с тем, почему что-то не сработало и что нужно сделать, чтобы добиться лучшего результата.
Кроме того, сотрудничество с преподавателями ведущих вузов задает высокую планку. Осознавая это, ученики еще более ответственно относятся к своей работе.
Очень важно, что нельзя с заинтересованным ребенком работать вполсилы, оставлять его вопросы без ответа, совета или напутствия. Часто работы учеников выходят за рамки школьного курса, и чтобы помочь ученику, надо сначала самому во всем разобраться, комментирует Андрей Веснин.
«Зачастую, чтобы добиться успеха, ученик проходит через ряд неудач, и моя задача – не дать потерять интерес к проекту. Помочь ученику разобраться со своими эмоциями, заново настроить его на рабочий лад – возможно, еще более сложная задача. В идеальном случае человек учится самостоятельному целеполаганию в жизни. Даже если он прекратит проектную деятельность, то навык, который заставляет человека интересоваться чем-то новым, ставить перед собой новые цели и постоянно двигаться к ним, останется. На мой взгляд, одно из самых важных качеств в жизни каждого человека – знать, чего ты хочешь», – считает педагог.
Возьмите на заметку!
Что важно учитывать при работе с талантливыми детьми:
• С заинтересованным ребенком нельзя работать вполсилы.
• Часто работы учеников выходят за рамки школьного курса, и чтобы помочь ученику, педагогу надо сначала самому во всем разобраться.
• Всегда должна быть какая-нибудь интересная проблема, которую надо решать.
• Важно настраивать ребят на рабочий лад и не давать потерять интерес к работе.