Олимпиада – это и творчество, и соревнование - «Образование»
Фото: Фотобанк Лори
В российских регионах стартовал первый – школьный – этап одного из самых масштабных интеллектуальных конкурсов, охватывающих миллионы учащихся с 4-го по 11-й класс, – всероссийской олимпиады школьников.
Именно с нее традиционно начинается олимпийское движение каждого учебного года, а затем ребята могут пробовать свои силы в конкурсах различного формата – их количество насчитывает несколько сотен.
О том, зачем нужно это делать и почему участие может оказаться не менее важным, чем победа, рассказывает научный руководитель московского Центра педагогического мастерства Иван Ященко.
Олимпиадный комплект
У школьников есть возможность принять участие в нескольких олимпиадах в течение учебного года: во всероссийской, московской, Турнире Ломоносова, а также в других мероприятиях, которые проводят ведущие вузы: «Ломоносов» (МГУ имени М.В. Ломоносова), «Физтех» (МФТИ), «Высшая проба» (НИУ ВШЭ) и др.
В каждой из них есть свои особенности и свои акценты, свой уникальный стиль заданий, поэтому нельзя говорить, что одна в чем-то лучше других. Признак хорошей олимпиады – это интересные творческие задания.
Важно, что календарь мероприятий сформирован так, чтобы ребята могли принимать участие в разных интеллектуальных конкурсах. И даже если в одном что-то не получилось, то во втором шансы участника растут. Московская олимпиада школьников (МОШ) – одна из старейших и авторитетнейших – проходит в два этапа: отборочный и заключительный. Она обладает уникальным стилем заданий, который определяется тем, что в ее подготовке и проведении участвуют ученые и преподаватели ведущих московских вузов и научных институтов. Отдельно отметим входящий в МОШ математический праздник – яркое событие в школьной жизни города – и новую олимпиаду по генетике.
Конкурсов для школьников много, каждый сможет найти для себя подходящий по возрасту и уровню подготовки.
Мы не рассматриваем олимпиады как исключительно путь к вершине пирамиды заключительного этапа. Даже если ты не прошел на следующий этап, то ты не проиграл, а получил новый интересный опыт и мотивацию. Мы очень надеемся, что, соблюдая все необходимые эпидемиологические требования, удастся провести сезон в традиционной форме, включая практические этапы.
Этапы большого пути
Всероссийская олимпиада школьников охватывает все предметы, дотягивается до каждого ребенка. Первый этап – самый массовый, самый доступный, он проходит в электронной форме. И эта инициатива Москвы сейчас, благодаря центру «Сириус», распространяется на всю страну. Участие во ВсОШ – это своего рода олимпиадный марафон. В ней четыре этапа, и если в первом участвуют миллионы, то в заключительном – чуть более 6000 ребят.
В этом году ВсОШ проводится по знакомому всем регламенту, причем уже второй год ребята могли принять участие в пригласительном этапе, который приближен к школьному: там есть такие же творческие задания, и число участников этого тура очень большое. Многим интересно попробовать свои силы, посмотреть, будет ли интересно участвовать дальше, как можно улучшить результаты, тем более что впереди три летних месяца на подготовку и в распоряжении школьников открытый банк заданий.
Самый массовый этап – школьный, он проводится в онлайн-формате, который прошел успешную апробацию еще в период пандемии. Проверка работ осуществляется автоматически – это дает возможность снизить нагрузку на педагогов и провести качественную оценку работ.
На муниципальном этапе компьютерная проверка сочетается с классической, причем педагоги, которые оценивают работу, проходят специальную подготовку в Центре педагогического мастерства.
Региональный этап проводится в очном режиме, формат приближен к единому государственному экзамену. Так, например, в Москве варианты заданий доставляются спецсвязью, в аудиториях установлены камеры.
Результаты наших сборных команд на заключительном этапе говорят о том, что региональный этап проводится на самом высоком уровне, без подсказок и нарушений.
Победа и участие
Олимпиады помогают раскрыть талант, показать, в чем ребенок силен, возможно, открыть для него новый предмет, расширить кругозор школьника. А дипломы победителей и призеров заключительных этапов дают льготы при поступлении в вузы.
Так, победители и призеры заключительного этапа ВсОШ поступают в любой вуз на специальности по профилю олимпиады вне конкурса – это прописано в законе об образовании.
Победители и призеры олимпиад, включенных в перечни Минобрнауки, получают льготы, определяемые правилами приема конкретного вуза: это может быть внеконкурсное зачисление, зачет 100 баллов по ЕГЭ по профильному предмету или зачет максимального балла по дополнительному вступительному испытанию.
Но все же главное в таких конкурсах – это возможность попробовать себя, заинтересоваться предметом.
Советую ребятам участвовать в олимпиаде не только по предмету, по которому они показывают хорошие результаты, но попробовать и другие, может быть, смежные дисциплины.
Тем, кто участвует первый раз, советую посмотреть задания прошлых лет, познакомиться с тем, что тебя ждет на соревновании. Причем рекомендую пробовать себя в разных предметах, на разных олимпиадах, ведь это уникальная возможность по-новому открыть для себя школьный предмет.
Также очень полезно чтение дополнительной литературы. Расширение кругозора в рамках предмета, участие в кружках.
При этом помните, что олимпиада – это и творчество, и соревнование. Не верьте недобросовестной рекламе, где говорят, что можно быстро подготовиться за короткое время на каких-нибудь курсах.
Поэтому победа на олимпиаде высокого уровня – это результат многолетних занятий любимым предметом.