Математика для всех: секреты мотивации - «Образование»
Фото: PressFoto
Математика традиционно считается одним из самых сложных школьных предметов. И это неудивительно: темы школьной программы тесно связаны друг с другом, и если с одной из них возникли сложности, то следующие темы понять будет гораздо труднее. Как следствие – неприятие математики и неуверенность в своих знаниях и способностях.
О том, как избежать такой ситуации или решить возникшие проблемы, рассказывают методисты и педагоги.
Примеры из реальной жизни – лучшая мотивация
Математика больше многих других предметов применима в реальной жизни. Сделать выгодные покупки, взять ипотеку под хороший процент, рассчитать количество белков, жиров и углеводов в обеде – без математических знаний здесь не обойтись.
И если педагог связывает теорию и практику, то учебный процесс идет значительно эффективнее, ведь гораздо приятнее разбираться в теме, когда понимаешь, для чего она пригодится тебе в будущем.
«Как правило, у педагога в его методической копилке всегда есть какое-то количество практических примеров использования математики в реальной жизни. Но для того чтобы пробудить в детях интерес, важно быть современным, следить за новыми тенденциями и регулярно обновлять свои примеры», – считает главный методист по математике «Яндекс.Учебника» Марина Рогатова.
Так, учитель математики из Филипповской школы города Москвы Екатерина Богданович старается как можно чаще выдавать своим ученикам задания, которые могут пригодиться им в будущем. К примеру, найти в квартире счетчик электроэнергии, выяснить, по какому тарифу он работает, подсчитать, сколько нужно заплатить, и передать показания через интернет.
Цифровые технологии также помогают пробудить интерес к изучению математики.
В частности, для моделирования математических экспериментов хорошо подходит сервис Desmos – бесплатный графический калькулятор, который поможет ученикам и педагогам визуализировать свои идеи, передвигать детали на чертежах, окрашивать их в разные цвета. Конечно, разнообразить школьные уроки математики могут помочь и другие сервисы – «Яндекс.Учебник» в младших и средних классах, «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа», Zoom и Microsoft Teams, соцсети и «Google Документы».
Олимпиады нужны всем
Еще один инструмент, с помощью которого можно помочь детям полюбить математику, – это олимпиады. Традиционно они воспринимаются учениками как соревнования для самых талантливых ребят или возможность заработать дополнительные баллы для поступления в вуз. Но сегодня появились и другие конкурсы, где каждый сможет почувствовать себя в ситуации успеха. Один из примеров – онлайн-олимпиада «Я люблю математику» для учеников 1–6-х классов школ. Она проводится «Яндекс.Учебником» совместно с Центром педагогического мастерства Москвы и ПК «Аэроплан», создателем полюбившегося детям мультфильма «Фиксики». Вместе с любимыми героями ученики будут решать нестандартные задачи, цель которых – вовлечь ребенка в процесс, помочь ему полюбить предмет. Пробный тур олимпиады проходит с 9 по 28 февраля, основной – с 1 по 14 марта. В этой олимпиаде важно не решить как можно больше задач, а разобраться с заданиями, которые больше всего заинтересовали. Каждый, кто решал задачи, получит сертификат участника, а самые успешные – сертификат призера или победителя. Специальных знаний для участия не требуется – достаточно того, что объясняют в школе.
«Математика учит нас не бояться нестандартных задач, помогает развивать абстрактное и критическое мышление. В перспективе она открывает двери в востребованные профессии, в том числе в IT, – рассказывает Елена Бунина, генеральный директор «Яндекса» в России. – Олимпиада устроена так, чтобы ученикам хотелось ее пройти: вместо привычных заданий и двойных листочков мы используем игровые сюжеты и удобную технологичную платформу. Хочется показать, что математика может быть и такой, чтобы школьники по-новому взглянули на предмет и почувствовали интерес».