Закон о воспитании фактически возвращает воспитательную функцию в школы – Сергей Кравцов - «Образование»
Фото: Фотобанк Лори
Закон о воспитании в школах выводит на новый уровень такие понятия, как формирование чувства патриотизма, гражданственности подрастающего поколения, сообщил министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов в интервью «Российской газете».
«В части прикладного характера он закрепляет необходимость воспитательных программ в школах. Фактически возвращает воспитательную функцию в школы, нормативно закрепляет ее. Не только за семьей, но и за системой образования. Это не дополнительная бюрократическая нагрузка, это систематизация той работы, которая уже ведется образовательными организациями», – сказал Сергей Кравцов.
Министр отметил, что в настоящее время по поручению президента России разрабатывается федеральный проект по патриотическому воспитанию молодежи, который войдет в нацпроект «Образование». Этот проект будет служить ресурсной базой для реализации закона.
«Уже в новом учебном году на базе 26 пилотных регионов развернем масштабную поддержку школам в части организации воспитательной работы. Сегодня мы обсуждаем вопрос о поддержке Российского движения школьников, поддержке тех организаций, которые ведут воспитательную работу. Мы хотим сделать ее системной, чтобы каждый школьник нашел себя», – подчеркнул Сергей Кравцов.
Глава ведомства выразил надежду, что проект будет представлен в сентябре для обсуждения, а окончательно принят до нового года.
«Воспитание – это фундаментальная часть нашей образовательной системы, именно поэтому мы сейчас развиваем эти процессы на всех уровнях. Какие ценности мы будем вкладывать в наше подрастающее поколение, что сможет дать нашим детям школа, педагоги, какую среду мы сформируем вокруг ребенка с самого детства – все это системообразующие вещи для любого общества и формирование будущего нашей страны», – подытожил Сергей Кравцов.
Президент России Владимир Путин в мае 2020 года внес в Госдуму поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно документу, в законе «Об образовании в Российской Федерации» предлагается установить механизм организации воспитательной работы, которая войдет в состав образовательных программ. Например, «воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ должно осуществляться на основе включаемых в соответствующую образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых образовательными организациями».
Законопроектом уточняется, что в рабочую программу воспитания должен войти комплекс основных характеристик воспитательной работы, включающий цель, задачи, основные направления и темы, возможные формы, средства и методы воспитания. В календарном плане воспитательной работы образовательные организации должны будут указать конкретный перечень событий и мероприятий воспитательной направленности в учебном году или ином периоде обучения. Советы обучающихся и советы родителей несовершеннолетних обучающихся получат право участвовать в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
В законопроекте также уточняется само понятие «воспитание». Под ним предлагается понимать деятельность, которая направлена «на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде».