Эксперты программы «Образовательная среда» обсудили особенности реализации воспитательных программ в школах - «Образование»
3 июня на федеральном портале «Российское образование» состоялся третий выпуск онлайн-программы «Образовательная среда». В прямом эфире эксперты высказывали свои мнения о том, как можно включить воспитательную работу в школьную жизнь, сделав ее не формальной, а по-настоящему эффективной и интересной, и с какими подводными камнями, возможно, придется столкнуться.
Депутат Государственной Думы, куратор Экспертного совета по воспитанию при Комитете Госдумы по образованию и науке Алдар Дамдинов отметил актуальность этой темы. Он напомнил, что президент России Владимир Путин внес поправки в закон «Об образовании», направленные на укрепление воспитательной составляющей системы образования. В пояснительной записке к законопроекту говорится, что воспитание учащихся будет составной частью образовательных программ, а принятие закона будет способствовать всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанию в них чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, старшему поколению и человеку труда.
В настоящее время законопроект находится на рассмотрении в Госдуме, предполагается, что он будет принят уже в ближайшем будущем.
«Законопроект является продолжением тех изменений, которые будут внесены в Конституцию нашей страны, и теме воспитания в поправках уделяется особое внимание. Поэтому обсуждение будет проводиться в логике изменений, заданных президентом; мы будем думать, как реализовать идеи, соотнося их с национальными и федеральными проектами», – заявил Алдар Дамдинов.
Заведующий лабораторией стратегии и теории воспитания личности Института стратегии развития образования РАО Павел Степанов представил проект примерной программы воспитания, разработанной по заданию Минпросвещения для российских школ.
Он информировал, представлена одна общая для всех ступеней образования программа вместо трех разных, которые школам были предложены раньше. Ее особенности – краткость, доступность, модульность и демократичность.
«Мы предлагаем «конструктор», из которого школы смогут создавать необходимые для них собственные программы, подбирая и добавляя «детали» под свою специфику. Акцент делается на создании в процессе совместной деятельности детско-взрослых общностей, объединяющих ребят и педагогов», – отметил он.
Павел Степанов напомнил также, что «воспитание не возвращается в школы: оно было там всегда; при этом важно, чтобы воспитание не превратилось во вложение идей, ценностей в головы без всякой рефлексии или в список обязательных мероприятий».
По его мнению, следует вернуть воспитание в качестве «интересной, событийно насыщенной жизни в школе, в процессе которой ребенок осваивает социальные нормы, ценности, которые позволяют жить в будущем гармонично».
«В реализации закона также важен триумвират родителей, педагога и детей, и воспитание будет иметь эффект только тогда, когда детям в школе будет интересно», – резюмировал Павел Степанов.
И.о директора Института изучения детства, семьи и воспитания РАО Наталья Агре считает, что важно сформировать спрос у населения на воспитательные программы.
«Мы должны сформулировать ценности для себя, вынести их в программы воспитания и в информационное пространство. Мы также должны иметь техническое задание на создание определенного контента – фильмов, мультипликации, игрушек, а сейчас у нас нет моделей поведения для ориентира», – подчеркнула Наталья Агре.
Она отметила важность интеграции воспитания в обычную образовательную деятельность.
Модератор дискуссии, член Экспертного совета по воспитанию Комитета Госдумы по образованию и науке, заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус, напомнил, что воспитание – это, прежде всего, личный пример, и этот процесс невозможно отделить от образовательного, ведь любой урок – это взаимодействие педагога и детей.
«У нас как-то так сложилось в голове, что уроки – это учебная деятельность, а после уроков время для воспитания, – заметил Александр Милкус. – А это совсем не так. Урок математики, химии и тем более истории – это и обучение, и воспитание. Они неразрывно связаны. В 90-х, считается, со школы была снята воспитательная функция. Но на самом деле изъять из школы процесс воспитания невозможно. Как учитель ведет себя, как разговаривает с учениками и коллегами, даже как он одевается – это тоже важные элементы воспитания».
Директор «Школы будущего» пос. Большое Исаково Калининградской области, победитель всероссийского конкурса «Директор школы – 2013» Алексей Голубицкий обратил внимание на то, что в законопроекте читается призыв к более тесному взаимодействию семьи и школы. По его словам, «пока мы не начнем сами в себе воспитывать патриотизм, укреплять семейные ценности, не изменится ничего».
Эксперт также подчеркнул, что большое воспитательное значение имеет личность учителя.
«Надо доверять учителю, это не говорящая голова, которая пересказывает учебник. Большинство наших учителей – яркие личности, к которым идут дети за советом, которые воспитывают детей своим примером», – отметил Алексей Голубицкий.
«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.
Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование». Программа выходит в эфир каждую среду с 15:00 до 16:00 по московскому времени. Трансляция доступна в анонсирующей тему рубрике «Образовательная среда».