Алексей Тымчиков: «Наставничество формирует профессиональное сознание» - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Алексей Тымчиков: «Наставничество формирует профессиональное сознание» - «Образование»
Алексей Тымчиков: «Наставничество формирует профессиональное сознание» - «Образование»
Наставничество – самый правильный и быстрый путь подготовки профессионалов с большой буквы. О том, почему сейчас наставничество снова стало актуальным, рассказывает технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков. – Алексей Юрьевич, что такое


Алексей Тымчиков: «Наставничество формирует профессиональное сознание» - «Образование»

Наставничество – самый правильный и быстрый путь подготовки профессионалов с большой буквы. О том, почему сейчас наставничество снова стало актуальным, рассказывает технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков.


– Алексей Юрьевич, что такое профессиональное наставничество?


– Основной принцип наставничества – профессиональное вовлечение, конструирование квалификации, и роль наставника очень важна: он формирует профессиональный трек воспитанника, его профессиональное сознание и компетентность. В итоге молодой специалист может пройти свое собственное становление как в учебных аудиториях и мастерских, так и на производстве. Отметим, что ключевой задачей в данном процессе является постановка и развитие рефлексии, чтобы в будущем студент мог самостоятельно определять свои профессиональные пробелы и понимать, каким образом их восполнить.


– Какие преимущества и недостатки вы видите в развитии института профессионального наставничества?


– Главное преимущество – появление профессионалов «ручной сборки». У наставника не может быть 50 учеников, потому что главное – индивидуальное сопровождение, персональное общение. У наставника должны быть время и возможности внимательно изучить личностные особенности подопечного и исходя из этого выбирать продуктивные и конструктивные методы обучения, формировать индивидуальную последовательность траектории ученика.


Наставник – это проводник в профессиональный мир, где ученик растет от начинающего до состоявшегося специалиста. 


Недостаточно просто сказать: «Делай так, и все у тебя будет хорошо». Требуется умение провести профессиональную рефлексию своих действий: соотнести себя, возможности своего «я» с тем, чего требует избранная профессия, научить работать с пониманием собственных смыслов: в какую сторону необходимо развиваться, почему и какие ступени профессионального роста необходимо наметить. Таких профессиональных наставников сейчас крайне мало.


На сегодня существует такое явление, как тьюторство (от английского tutor – наставник)  особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ, траекторий обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Это попытка перевести наставничество на уровень технологии. Подготовка тьюторов и включение их в процесс наставничества позволяют увеличить число наставников по сравнению с текущей ситуацией, когда они появляются эволюционным путем на предприятиях или в системе образования. 




– Что может стимулировать специалистов индустрии стать наставниками?


– В первую очередь собственный профессиональный рост: через переосмысление своих знаний профессионал обеспечивает свое развитие. 


Второй уровень мотивации  появление последователей, разделяющих похожие профессиональные и человеческие ценности. Это дает наставнику удовлетворение от жизни, появляется профессиональная общность близких по духу и по отношению к делу людей.


Особый вид мотивации – дополнительные степени свободы. На производстве у сотрудника, которому доверяют работать со студентами или преподавать в учебном центре при предприятии, профессиональная жизнь становится гораздо более разнообразной, насыщенной, чем если только стоять у станка. Здесь появляется профессиональное признание. 


Конечно, также должна быть и финансовая мотивация, потому что воспроизводство профессионалов и оформление знаний важно и значимо для экономики.


Особенно это касается высокотехнологичной производственной культуры. Причем речь идет не только о промышленной индустрии, но и об образовательной, научной, любых других отраслях. Энтузиазм – это хорошо, но система мотивации обязательно должна присутствовать. Условно говоря, эксперты WorldSkills подготовили чемпионов мира и получили премию по миллиону рублей. Человек понимает, что государство оценивает его труд, квалификацию и опыт. Масштабный результат – масштабное поощрение.


Общественное признание человека как профессионала в своем деле, как наставника тоже может быть стимулом для наставников.


– А что может стимулировать молодых специалистов стать подопечными?


– На старте всегда должны быть амбиции. С момента появления этой внутренней мотивации человек готов стать подопечным, и этот интерес надо стимулировать. 


– Как вы считаете, поможет ли наставничество молодому специалисту адаптироваться к рынку труда после окончания обучения?


– Конечно, это повлияет. Если вы ориентируетесь в соответствующей профессиональной сфере, если вас погружают в сообщество, дают инструмент для работы с собственными знаниями и понятиями, которыми вы сами владеете, то, конечно, вы всегда будете на шаг впереди остальных  тех, кто плывет по течению. 


Продукт наставничества – профессионал, формирующий собственную профессиональную позицию. Такой специалист способен самостоятельно ставить перед собой или группой людей цели и задачи, определять, что необходимо для достижения цели, и методично добиваться результата, успеха. Наставник не только учит, к примеру, как правильно точить деталь, но и также профессионально мыслить, понимать и конструировать собственный профессиональный и карьерный трек развития.


– Что может способствовать эффективному взаимодействию в паре «наставник –подопечный»?


– Прежде всего, это мотивационные условия, о которых ранее говорили, их популяризация и продвижение. Многие, кто может быть наставником, зачастую скованы производственной задачей или социальной неустроенностью. Если создать необходимые условия, то инициативные люди самостоятельно возьмут ответственность наставничества. Надо переходить от обсуждения темы к конструированию системы. Совсем недавно в России не было экспертов движения WorldSkills, но мы создали это сообщество, развиваем его. Таких людей сегодня в стране сотни и тысячи. И в отношении наставников необходимо проводить последовательную политику для создания профессиональной среды, формирования и поддержки сообщества наставников.




– Быстро ли подопечные могут стать наставниками? 


– Если у человека проявляется профессиональное мышление, то он в любом случае будет заточен на то, чтобы его улучшать. Ничего более эффективного, чем при этом кого-то учить, наставлять, еще не придумали. 


– То есть наставник помимо того, что растит других, сам продолжает профессионально развиваться?


– Думаю, хорошему наставнику собственная профессиональная гордость не позволит расслабиться. Он постоянно будет что-то изучать, смотреть, быть на информационном пике, ориентироваться в знаниях, наращивать набор своих ориентационных схем –ориентировочных основ действия, системы представлений субъекта о цели, методе и условиях осуществления предстоящего или выполняемого действия. И в этом плане наличие въедливых молодых профессионалов, у которых постоянно куча каверзных вопросов, держит наставника в тонусе. Например, я работал в свое время в колледже, в котором у каждого управленца, включая директора, была учебная нагрузка со студентами  ничто так не приводит в порядок мысли, как необходимость их озвучивать в последовательном учебном курсе. Одно дело что-то делать, другое – этому научить. Разные уровни собственного профессионального состояния. 


– Как вы оцениваете перспективы развития наставничества в образовательных учреждениях?


– Возвращаясь к понятию тьютора – человека, который сопровождает профессиональное становление студента, надо анализировать, насколько эффективна эта деятельность, не превратился ли он, условно говоря, в воспитателя. Наставник в образовании, по сути, профессиональный репетитор. Нужно создавать достаточно жесткие условия для обретения профессионализма. В образовании это было бы более чем правильно. В комфортной среде сложно наращивать знания и навыки.


Кстати, в движении WorldSkills эксперты – наставники в идеальном смысле этого слова. То есть они целенаправленно, понимая тренды развития образования, технологии, рынка труда, собирают лучшие программы подготовки и растят студентов, чтобы они шаг за шагом их осваивали и в итоге включились в профессиональную среду, профессиональные сообщества. Прямое наставничество – это эксперты, работающие с индивидуальными треками подопечных на уровне региона или на уровне России. И, как мы видим, эффект есть. То есть имплементировать эту технологию в структуру колледжа – вопрос времени.


– Какие перспективы развития института наставничества вы видите в нашей стране?


– Уже сегодня у нас есть движение «Ворлдскиллс Россия», которое поддерживается Агентством стратегических инициатив, созданы условия для развития данного института, его новых направлений и составляющих (включая в первую очередь наставничество). Создана и нормативная база, которая поддерживается государством. Следующий шаг – описание технологий наставничества для дальнейшего масштабного тиражирования в стране.


 


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Смотрите также
из категории "Образование"
       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика