Алексей Тымчиков: «Наставничество формирует профессиональное сознание» - «Образование»
Наставничество – самый правильный и быстрый путь подготовки профессионалов с большой буквы. О том, почему сейчас наставничество снова стало актуальным, рассказывает технический директор Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» Алексей Тымчиков.
– Алексей Юрьевич, что такое профессиональное наставничество?
– Основной принцип наставничества – профессиональное вовлечение, конструирование квалификации, и роль наставника очень важна: он формирует профессиональный трек воспитанника, его профессиональное сознание и компетентность. В итоге молодой специалист может пройти свое собственное становление как в учебных аудиториях и мастерских, так и на производстве. Отметим, что ключевой задачей в данном процессе является постановка и развитие рефлексии, чтобы в будущем студент мог самостоятельно определять свои профессиональные пробелы и понимать, каким образом их восполнить.
– Какие преимущества и недостатки вы видите в развитии института профессионального наставничества?
– Главное преимущество – появление профессионалов «ручной сборки». У наставника не может быть 50 учеников, потому что главное – индивидуальное сопровождение, персональное общение. У наставника должны быть время и возможности внимательно изучить личностные особенности подопечного и исходя из этого выбирать продуктивные и конструктивные методы обучения, формировать индивидуальную последовательность траектории ученика.
Наставник – это проводник в профессиональный мир, где ученик растет от начинающего до состоявшегося специалиста.
Недостаточно просто сказать: «Делай так, и все у тебя будет хорошо». Требуется умение провести профессиональную рефлексию своих действий: соотнести себя, возможности своего «я» с тем, чего требует избранная профессия, научить работать с пониманием собственных смыслов: в какую сторону необходимо развиваться, почему и какие ступени профессионального роста необходимо наметить. Таких профессиональных наставников сейчас крайне мало.
На сегодня существует такое явление, как тьюторство (от английского tutor – наставник) особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ, траекторий обучающихся и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования. Это попытка перевести наставничество на уровень технологии. Подготовка тьюторов и включение их в процесс наставничества позволяют увеличить число наставников по сравнению с текущей ситуацией, когда они появляются эволюционным путем на предприятиях или в системе образования.
– Что может стимулировать специалистов индустрии стать наставниками?
– В первую очередь собственный профессиональный рост: через переосмысление своих знаний профессионал обеспечивает свое развитие.
Второй уровень мотивации появление последователей, разделяющих похожие профессиональные и человеческие ценности. Это дает наставнику удовлетворение от жизни, появляется профессиональная общность близких по духу и по отношению к делу людей.
Особый вид мотивации – дополнительные степени свободы. На производстве у сотрудника, которому доверяют работать со студентами или преподавать в учебном центре при предприятии, профессиональная жизнь становится гораздо более разнообразной, насыщенной, чем если только стоять у станка. Здесь появляется профессиональное признание.
Конечно, также должна быть и финансовая мотивация, потому что воспроизводство профессионалов и оформление знаний важно и значимо для экономики.
Особенно это касается высокотехнологичной производственной культуры. Причем речь идет не только о промышленной индустрии, но и об образовательной, научной, любых других отраслях. Энтузиазм – это хорошо, но система мотивации обязательно должна присутствовать. Условно говоря, эксперты WorldSkills подготовили чемпионов мира и получили премию по миллиону рублей. Человек понимает, что государство оценивает его труд, квалификацию и опыт. Масштабный результат – масштабное поощрение.
Общественное признание человека как профессионала в своем деле, как наставника тоже может быть стимулом для наставников.
– А что может стимулировать молодых специалистов стать подопечными?
– На старте всегда должны быть амбиции. С момента появления этой внутренней мотивации человек готов стать подопечным, и этот интерес надо стимулировать.
– Как вы считаете, поможет ли наставничество молодому специалисту адаптироваться к рынку труда после окончания обучения?
– Конечно, это повлияет. Если вы ориентируетесь в соответствующей профессиональной сфере, если вас погружают в сообщество, дают инструмент для работы с собственными знаниями и понятиями, которыми вы сами владеете, то, конечно, вы всегда будете на шаг впереди остальных тех, кто плывет по течению.
Продукт наставничества – профессионал, формирующий собственную профессиональную позицию. Такой специалист способен самостоятельно ставить перед собой или группой людей цели и задачи, определять, что необходимо для достижения цели, и методично добиваться результата, успеха. Наставник не только учит, к примеру, как правильно точить деталь, но и также профессионально мыслить, понимать и конструировать собственный профессиональный и карьерный трек развития.
– Что может способствовать эффективному взаимодействию в паре «наставник –подопечный»?
– Прежде всего, это мотивационные условия, о которых ранее говорили, их популяризация и продвижение. Многие, кто может быть наставником, зачастую скованы производственной задачей или социальной неустроенностью. Если создать необходимые условия, то инициативные люди самостоятельно возьмут ответственность наставничества. Надо переходить от обсуждения темы к конструированию системы. Совсем недавно в России не было экспертов движения WorldSkills, но мы создали это сообщество, развиваем его. Таких людей сегодня в стране сотни и тысячи. И в отношении наставников необходимо проводить последовательную политику для создания профессиональной среды, формирования и поддержки сообщества наставников.
– Быстро ли подопечные могут стать наставниками?
– Если у человека проявляется профессиональное мышление, то он в любом случае будет заточен на то, чтобы его улучшать. Ничего более эффективного, чем при этом кого-то учить, наставлять, еще не придумали.
– То есть наставник помимо того, что растит других, сам продолжает профессионально развиваться?
– Думаю, хорошему наставнику собственная профессиональная гордость не позволит расслабиться. Он постоянно будет что-то изучать, смотреть, быть на информационном пике, ориентироваться в знаниях, наращивать набор своих ориентационных схем –ориентировочных основ действия, системы представлений субъекта о цели, методе и условиях осуществления предстоящего или выполняемого действия. И в этом плане наличие въедливых молодых профессионалов, у которых постоянно куча каверзных вопросов, держит наставника в тонусе. Например, я работал в свое время в колледже, в котором у каждого управленца, включая директора, была учебная нагрузка со студентами ничто так не приводит в порядок мысли, как необходимость их озвучивать в последовательном учебном курсе. Одно дело что-то делать, другое – этому научить. Разные уровни собственного профессионального состояния.
– Как вы оцениваете перспективы развития наставничества в образовательных учреждениях?
– Возвращаясь к понятию тьютора – человека, который сопровождает профессиональное становление студента, надо анализировать, насколько эффективна эта деятельность, не превратился ли он, условно говоря, в воспитателя. Наставник в образовании, по сути, профессиональный репетитор. Нужно создавать достаточно жесткие условия для обретения профессионализма. В образовании это было бы более чем правильно. В комфортной среде сложно наращивать знания и навыки.
Кстати, в движении WorldSkills эксперты – наставники в идеальном смысле этого слова. То есть они целенаправленно, понимая тренды развития образования, технологии, рынка труда, собирают лучшие программы подготовки и растят студентов, чтобы они шаг за шагом их осваивали и в итоге включились в профессиональную среду, профессиональные сообщества. Прямое наставничество – это эксперты, работающие с индивидуальными треками подопечных на уровне региона или на уровне России. И, как мы видим, эффект есть. То есть имплементировать эту технологию в структуру колледжа – вопрос времени.
– Какие перспективы развития института наставничества вы видите в нашей стране?
– Уже сегодня у нас есть движение «Ворлдскиллс Россия», которое поддерживается Агентством стратегических инициатив, созданы условия для развития данного института, его новых направлений и составляющих (включая в первую очередь наставничество). Создана и нормативная база, которая поддерживается государством. Следующий шаг – описание технологий наставничества для дальнейшего масштабного тиражирования в стране.