Школа на дистанте – не на дистанции! - «Образование»
Мария Калужская, заместитель директора Гимназии № 210 г. Екатеринбурга, кандидат политических наук
Российская школа вынужденно переходит на дистант. Вернее, этот переход только начинается, причём безо всяких зебр и дорожных знаков. Кто-то храбро шагает вперёд, другие мнутся на обочине и ждут, когда же пионеры вернутся и помогут остальным. Или дадут отбой.
О технологиях сказано уже много, инструкций и полезных советов дано достаточно. Однако часто за техническими подробностями упускается главное: на дистант должна перейти именно школа как особая институция и пресловутый «второй дом», в котором наши дети вовсе не только учились, но и общались, дружили, соревновались, ссорились и мирились, ошибались и тестировали жизнь на прочность. Чтобы в итоге получилась не механическая сумма репетиторских услуг по усвоению разных предметов и подготовке к экзаменам, а целостная образовательная программа. Синергия усилий творческих и неравнодушных людей.
Кроме того, ситуация перехода обнажила вечную школьную проблему: а кто отвечает за результат образования? В живом офлайновом взаимодействии всегда получалось, что учитель – с него и родители спрашивают, и государство. Хозяин процесса (урока) – он, хоть и с переменным успехом: всех пришедших на занятие можно контролировать. А как быть с дистантом? По Сети ходит уже немало баек про то, как дети выставляют на экраны записи со своими внимательными физиономиями, а сами играют на планшетах. Или в чатах друг друга троллят, и никакой учитель им не указ. Получается, что ответственность разделена – теперь каждый по свою сторону экрана.
Главное – не впадать в ступор: как же так?.. качество знаний упадёт, подготовке к экзаменам швах!.. Выход из ситуации – заключение контракта (или принятие кодекса) с фиксацией зон ответственности, целей, текущих задач и последствий их невыполнения. Контракт должен быть тройственным: в нашу экспериментальную модель включены родители, которымм тоже нужно чётко представлять горизонт возможностей школы, свои полномочия и риски. Договорённости, правила, лайфхаки и объединяющие техники помогут нам пережить время форс-мажора.
И мы перепрыгнем эту пропасть, пусть даже и в несколько шагов! Главное – сохранять и транслировать школьный уклад, ценности школы как «высшей инстанции», которая никуда не делась, заботится о детях, присутствует в их жизни (не для контроля и понуканий, но для поддержки и создания чувства общности). Чем дольше будет длиться карантин – особенно в режиме строгой самоизоляции, тем сильнее проявится потребность в общении, обсуждении происходящего, обмене впечатлениями и эмоциями. С какой радостью после опыта длительной изоляции мы все вернёмся в классы!
Вот несколько простых лайфхаков, которые помогут нам остаться педагогами, уйдя в дистант.
Сначала примите решение: чего вы хотите?
– Чаще вести занятия онлайн (в Zoom или Google Meet) или общаться с учениками через учебные ролики, умные приложения, тесты и пр.? Какое процентное соотношение выбираете? (При этом нужно учесть, что механически перенести ваше расписание в дистант не удастся – всё равно придётся дополнять онлайн офлайном.)
– Излагать в основном предметное содержание или расширять знания о мире и человеке, гибко реагировать, опираясь на горячую информацию?
– Придерживаться принципа разумного минимума (одна платформа – один-два инструмента, работает – и слава богу) или осваивать всё новые возможности дистанционного образования?
– Диктовать условия коммуникации или делегировать детям права модерации и технического сопровождения?
– Общаться опционально (насколько позволяет программа) или творчески использовать возможности широкого спектра сетевых коммуникаций (социальных сетей, например)?
В любом случае ваш выбор оправдан, он сейчас является наилучшим и соответствует вашим личным возможностям.
Теперь, собственно, лайфхаки для тех, кто тоже считает, что школа на дистанте – это не просто сумма технологий.
1. Перед выходом в эфир создайте позитивный рабочий настрой. Напишите (от руки) ярким маркером на листе А4 главный месседж своего занятия, положите/ повесьте его на видное место. Закройте глаза и подумайте, что именно (какой заряд) вы готовы нести своим ученикам/слушателям. Улыбнитесь себе и скажите волшебное стартовое слово (для каждого оно своё: «Поехали!», «Го!», «Всёмогу» и пр.).
2. Работайте над образом! Учитель на дистанте – это не тётенька с бесцветным лицом, неприбранными волосами и в халате. Интернет-среда даёт новые возможности: загрузите разные фоны, добавляйте аксессуары типа шляпки, используйте забавные аватарки, создавайте героев-помощников. Привлечь внимание младших учеников поможет яркая игрушка в руках педагога (с которой можно спорить, консультироваться в трудных случаях и пр.) или энергичная «гифка» на экране, мгновенно собирающая внимание.
3. Начинайте занятие с раппорта (установления контакта). Проведите простую перекличку в чате, задайте интересный вопрос, организуйте упражнение на движение и пр. Будет отлично, если вы вместе с учениками заведёте собственные ритуалы приветствия, придумаете специальные сигналы (мемы, стикеры) для обмена настроениями и пр.
4. Обсудите с учениками кодекс поведения на дистанционных занятиях: отдельно во время онлайн-связи (например, когда включать и отключать микрофоны, что значит «поднять руку», что можно и чего нельзя писать в общем чате и пр.) и офлайн-обучения (каков дедлайн сдачи заданий, можно ли выбрать разный объём и уровень сложности, как ученик может участвовать в процедуре оценивания и т.п.). Кодекс выложите для всеобщего обозрения и обсуждения, а затем проведите открытое голосование. Поправки приветствуются!
5. Обеспечьте регулярную обратную связь – как общую (для всего класса/ группы), так и персональные обращения (приватные комментарии в чатах, обсуждение выполненных заданий и пр.). Похвалы и замечания на дистанте – это отдельная песня. Помните: мы не даём оценок самому ребёнку, не формулируем своего отношения к нему – типа «лентяй», «тормоз» или даже «умница». Оцениваем только конкретные действия: как сделано задание, выполнен тест, создан творческий продукт (качество, темп, количество приложенных усилий, градус интереса). Опираемся на факты, избегаем интерпретаций. В режиме группового общения организуем взаимную поддержку, консультирование, проводим опросы, создаём дополнительные поводы для коммуникаций между разными детьми – в парах, группах, проектных командах. Напоминаем, что они – класс, ставим общие цели и придумываем показатели, учитывающие суммарный темп работы, результаты работы в группах и т.п.
6. Делайте небольшие перерывы «на печеньку» (всё равно дети потащат к монитору вкусняшки – лучше не пускать процесс на самотёк, а выделить 3–5 минут на перекус, кстати, в это время можно продолжать общение в жанре свободного обсуждения), на динамическую паузу – разминку или танец у экрана. Советуем подготовку этих пауз доверить самим ученикам: пусть подберут музыку, составят комплекс полезных упражнений или подготовят короткий «выпуск новостей». Вот вам и решение проблемы дежурства по классу: дежурные проводят перекличку, выбирают тему дня, отвечают за хорошие новости и динамические паузы.
7. Кроме заполнения пауз, ученикам можно передать некоторые бразды управления цифровой средой, особенно если учитель чувствует себя в ней не совсем уверенно. Назначьте администратора и ассистентов: пусть делают рассылки, обеспечивают запись, создают клипы, объясняют всему классу, как прикреплять к заданию видео или вставлять фон в Zoom. Дайте ученикам почувствовать своё цифровое превосходство над вами – в итоге ваш авторитет только вырастет! К тому же вы увидите, как некоторые «крепкие орешки» раскроются с новой стороны и скоро станут вашими незаменимыми помощниками.
8. Обязательно задействуйте ресурсы, реально интересные детям. Пусть ищут примеры английских диалогов в сериалах Netflix, пишут сценарии тематических игр, проходят проектные квесты и творческие марафоны, постят мемы в инстаграме… Можно начать с малого: организуйте эстафету публикаций с хештегом #кольчатыечервирулят или #сократforever. Запустите в классе флешмоб «7 «Б» на удалёнке», сочините вместе песню, чтобы дети сделали по ней вирусный ролик (с условием, чтобы в нём был кадр с каждым!). Организуйте общешкольный конкурс таких роликов (причём на разных языках), запустите их в Сети – пусть знают ваших!
9. Практикуйте «поведенческие интервенции» (термин К.М. Ушакова): вторгайтесь в жизнь учеников и их семейств с интересными инициативами, тормошите, развлекайте и вовлекайте! К примеру, соберите желающих на вечернюю «свечку» в Zoom, устройте конкурс семейной декламации, кулинарный бенефис, совместный просмотр фильма с обсуждением. Пригласите родителей на лекторий с участием психолога или просто интересного человека. Рассылайте полезные советы, мудрые цитаты, списки книг для семейного чтения.
10. Любую встречу или занятие завершайте обсуждением его важности/ ценности для участников. Начинайте сами, если дети поначалу будут стесняться: «Сегодня я впервые провела урок в Zoom, в общем справилась. И это совершенно новый опыт для меня! Увидела ваши лица, услышала слова поддержки. Спасибо всем!» Благодарность – ещё одна непременная финальная нота. Заведите традицию писать в общий чат или высказывать вслух слова благодарности друг другу, жизни, родителям, даже коронавирусу за то, что поместил всех нас в ситуацию вынужденного развития и заставил двигаться вперёд.