Подведены итоги четвертого сезона проекта «Естественный интеллект» - «Образование»
Фото: PressFoto
Образовательный проект Лиги знаний «Естественный интеллект» завершает четвертый сезон. О его новых итогах и перспективах формирования естественно-научной грамотности у школьников и студентов рассказывает директор отдела коммуникаций и связей с государственными и общественными организациями одного из основателей проекта – компании Bayer в России Ирина Лаврова.
Расскажите, пожалуйста, что такое естественно-научная грамотность сегодня? Какую роль она играет в профессиональном развитии молодежи?
Естественно-научная грамотность включает три основные компетенции: понимание базовых научных явлений, умение распознавать их в повседневной жизни и способность на основе этих знаний делать выводы. Другими словами, это умение применять научные знания на практике. Именно эти навыки мы и стремимся развивать с помощью образовательного проекта Лига знаний «Естественный интеллект».
Разумеется, содержание и задачи естественно-научного образования меняются. Если говорить о сегодняшних реалиях, можно выделить несколько устойчивых тенденций. Во-первых, в наши дни важно, чтобы школьные знания могли быть применимы в жизни. К примеру, участники нашего тестирования знают, что горящий бензин нельзя тушить водой или почему необходимо утилизировать батарейки. Мы стараемся в игре научить легко связывать теорию с практикой, т.е. критически мыслить.
Во-вторых, с ростом популярности интернета все чаще в обучении стали применять цифровые и мультимедийные технологии. Поскольку большая часть аудитории образовательного проекта Лига знаний «Естественный интеллект» – это школьники и студенты, мы, в свою очередь, также используем современные инструменты в тестировании, например формат edutainment: элементы геймификации в проекте позволяют значительно повысить мотивацию участников, заинтересовать их.
Наконец, стоит помнить о том, что естественно-научная грамотность позволяет развивать экологическую сознательность молодежи – способность, которая сегодня имеет большое значение. Важно развивать практические умения по защите и улучшению природной среды, ведь на повестке дня – глобальная мировая проблема использования природных ресурсов. Именно поэтому мы стараемся добавлять вопросы на эколого-биологическую тематику в перечень заданий.
На что вы ориентировались при подготовке проекта?
На Федеральную целевую программу развития образования на 2016–2020 годы, одним из показателей которой является улучшение результатов российских школьников по итогам международных сопоставительных исследований качества общего образования. Поэтому часть заданий проекта подготовлена в формате международной программы по оценке образовательных достижений школьников PISA (Programme for International Student Assessment).
Как вы оцениваете уровень знаний современных школьников и студентов, исходя из статистики Лиги знаний? В каких дисциплинах они продемонстрировали хороший уровень, какие оказались наиболее сложными для них?
Уровень знаний естественных наук российских школьников и студентов пока не самый высокий. По результатам исследования PISA, которые были недавно опубликованы, Россия занимает 33-е место среди 70 стран.
Средний балл участников Лиги знаний в четвертом сезоне составил 31,7 балла у студентов и 31,2 у школьников (из 87 возможных). Лучше всего участники знают химию (59,5% правильных ответов), далее следуют биология (56,6%) и физика (56%). География на последнем месте – 47,3%.
Меняется ли набор вопросов Лиги знаний в разных сезонах? Если да, то как?
Основная база вопросов остается неизменной для того, чтобы участники могли разобраться в теме и закрепить полученные знания. В то же время мы стремимся разнообразить тестирование для тех, кто участвует не первый раз. Для этого перед каждым сезоном мы добавляем несколько десятков новых вопросов разной сложности и тематик.
Мы стараемся сохранять базу заданий сбалансированной, уделяя внимание всем четырем направлениям: физике, химии, биологии и географии. Но есть небольшой уклон в сторону биологии. Участников интересуют вопросы, связанные со здоровьем и продуктами питания.
Какие вопросы были для участников самыми простыми, какие – самыми сложными?
Самыми простыми для участников оказались, например, такие вопросы: «На каком биохимическом процессе основано получение кефира, сметаны, йогурта?» (95,8% правильных ответов), «Они способны использовать солнечную энергию напрямую для производства питательных веществ. Что это?» (94,7% правильных ответов), «Белоснежная улыбка – важная часть внешнего вида. А какой элемент является ключевым в составе зубной эмали?» (93,5% правильных ответов).
Самыми сложными оказались вопросы, сформулированные по структуре PISA, по ним правильных ответов лишь 0,4%.