Формула успешной школы. Какая она? - «Образование»
Фото: Лори
Ежегодно в СМИ публикуются самые разные рейтинги школ. И строятся они на различных показателях. Один из них – конкурентоспособность выпускников. Корреспондент портала «Российское образование» попытался разобраться, что является секретным ингредиентом в рецепте школ, которые занимают первые строчки в рейтинге образовательных организаций с самыми конкурентоспособными выпускниками.
Трамплин в науку
Специализированный учебно-научный центр (факультет) – школа-интернат имени А.Н. Колмогорова Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (СУНЦ МГУ) как раз возглавляет один из таких рейтингов. Кирилл Семенов, директор школы, уверен, что ее сильные стороны в прямой связи с Московским университетом.
«Хорошие учителя и партнерский вуз, который обеспечивает преподавание профильных предметов. Именно он ведет нас за собой – привлекает детей, обеспечивает преподавание. Его сотрудники проводят занятия на очень высоком уровне. Практику дети проходят прямо в лабораториях химического и физического факультетов. Ранняя профориентация и занятие наукой способствуют реализации наших планов и целей», – считает директор.
Детям, по его словам, нужно уметь работать и быть любознательным.
«Те, кто к нам смог сдать вступительные экзамены, необходимым уровнем таланта все же обладают. От них требуется учиться, найти интересную область, которой они будут заниматься по желанию, а не по принуждению, и там прогрессировать под руководством своего научного руководителя», – пояснил он.
Школа выпустила около 9 тысяч человек. За 56 лет ее истории 14 выпускников стали членами академии наук: академиками, действительными членами, около 300 человек – доктора наук и около трех тысяч – кандидаты.
«Мы – не просто хорошая школа, мы – трамплин в науку», – констатировал Кирилл Семенов.
Перед школой также много целей: строительство нового учебного корпуса для реализации обучения с 9-го класса и расширение заочной школы, увеличение процента поступающих в МГУ.
Будущее за молодыми педагогами
«Сильная сторона Второй школы – созданная внутри школы среда, стимулирующая к развитию, причем не только учеников, но и наших педагогов. Именно эта среда привлекает к нам талантливых учеников и их родителей. Поступающие к нам на работу учителя почти сразу же обращают внимание, что во Второй школе ощущается особая атмосфера», – уверен директор лицея «Вторая школа» Владимир Овчинников.
Школа гордится тем, что почти каждый год удается привлекать на работу молодых педагогов.
«У них свежий взгляд, много идей и энергии – за ними будущее! Под присмотром более опытных коллег мы даем им возможность расти и развиваться», – сказал он.
Принцип лицея: «Набирать профессионалов своего дела и не мешать им работать».
Владимир Овчинников добавил, что в ближайшее время школа хочет развивать и поддерживать партнерские отношения с ведущими математическими школами Москвы.
«Вместе нам удастся не только помочь друг другу, но и другим школам Москвы. Сегодня мы развиваем проекты помощи нескольким новым школам в других регионах России, которые хотят выстроить у себя развивающую образовательную среду. Планируем поддерживать сотрудничество с образовательным центром «Сириус» в качестве членов ассоциации школ-партнеров «Сириуса», – пояснил директор.
В условиях меняющегося мира лицей видит своей задачей «искать новые модели и готовить учеников к этим изменениям, не забывая при этом про физико-математический профиль и вечные ценности».
Успех в том, чтобы не меняться
Тройку лидеров замыкает представитель региона – Физико-математический лицей № 31 города Челябинска. Директор лицея Александр Попов ключевым словом в образовании считает «консервативность».
«В 1960-е годы придумали физико-математические школы. И мы никогда не меняли свое направление. Наш успех как раз в том, что мы не меняемся», – говорит он.
Секрет успеха лицея, по словам директора, в неравнодушии. К детям, к их родителям, ко времени. Именно тогда что-то начинает получаться, уверен он.
В лицее внимательно следят за гуманитарной составляющей, существует проект «Открытая книга», в рамках которого в школу приезжают лучшие писатели России.
Школа тесно сотрудничает с вузами, в том числе с МФТИ, с этого года к многочисленным кружкам прибавился и лингвистический кружок, введен китайский язык.
В ближайших планах лицея – запуск исследовательского центра «Курчатовский угол».
Учитель – это школьный человек
«Хорошие учителя – хорошие дети», – не задумываясь, называет формулу успеха директор Президентского физико-математического лицея №239 города Санкт-Петербурга Максим Пратусевич. Лицей №239 города на Неве не первый год лидирует во всевозможных рейтингах и три года подряд был первым в топ-500 образовательных учреждений России.
Директор поясняет: в лицее пристальное внимание уделяют отбору педагогов. При этом хороший учитель, по словам Максима Пратусевича, прежде всего, интересный человек.
«У него должно быть что-то, что он может дать ученикам – хобби, интересы… Он должен быть культурным человеком с грамотной русской речью», – говорит Максим Пратусевич.
Часто является спорным вопрос, станет ли школа лучше благодаря привлечению к работе вузовских преподавателей. Директор петербургского лицея №239 отвечает однозначно: «Экспериментально было выяснено, что это разные профессии – преподаватель вуза и школа. У нас есть такая практика, но она не массовая. Это не всегда хорошо. Для меня учитель – это школьный человек, который в школе живет».
Несмотря на лидерство в рейтингах, главным достижением школы считаются знаменитые и успешные выпускники.
Директор школы отмечает, что у школы стабильно первое место по количеству победителей и призеров всероссийских олимпиад. В прошлом учебном году – 60 человек.
«Наши дети поступают, куда хотят, наши учителя пишут учебники, наши школьные команды выигрывают конкурсы дальних туристических походов», – констатировал он.
Лицей продолжает ставить амбициозные цели: в следующем году здесь появится центр робототехники и нанотехнологий, а пока в физико-математическом лицее решили расширить палитру научных направлений и открыли химико-биологический класс.