Участникам ЕГЭ-2019 по химии надо тренироваться с решением практико-ориентированных задач – ФИПИ - «Образование»
Фото: pixabay.com
Участникам ЕГЭ-2019 по химии нужно потренироваться с решением практико-ориентированных задач, сообщает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки со ссылкой на специалистов Федерального института педагогических измерений.
В 2018 году более чем на 11 тысяч человек выросло число выпускников, выбравших этот экзамен. Это может быть обусловлено повышением интереса к предметам естественно-научного цикла вообще и химии в частности. Также выросла доля участников, получивших за экзаменационную работу высокие баллы, а также максимальный результат – 100 баллов.
Отмечается, что работа по химии 2018 года по своей структуре и содержанию была аналогична работе 2017 года, кроме включения одного нового задания с развернутым ответом.
«Результаты выполнения отдельных заданий экзаменационной работы свидетельствуют, что наиболее успешно были выполнены традиционные задания, проверяющие умения характеризовать строение атомов химических элементов, определять степени окисления атомов и принадлежность веществ к классам и группам неорганических и органических веществ, составлять уравнения реакций ионного обмена. Некоторые из заданий успешно выполняются по причине четкого алгоритма действий, который лежит в их основе. К ним относятся следующие элементы: скорость химических реакций, электролиз расплавов и растворов, окислительно-восстановительные реакции», - говорится в сообщении.
Эксперты отметили, что затруднения вызвали задания, которые направлены на проверку знаний о способах получения и областях применения веществ (задание 26), качественных реакциях на неорганические и органические вещества (задание 25), так как для их выполнения требуется владение практико-ориентированной составляющей содержания курса химии. Специалисты ФИПИ отмечают, что при учете специфики данного материала, которая заключается в его распределении практически по всем темам курса химии, важным моментом при подготовке к экзамену становится его обобщение и систематизация. Для этого могут быть использованы таблицы, в которых по мере прохождения материала фиксируются необходимые сведения.
«Наиболее сложной в работе на протяжении многих лет остается задача 34, сочетающая в себе несколько видов расчетов по формулам и уравнениям химических реакций. Как при выполнении данного, так и других заданий, все более значимым становится умение вычленять в условии задания нужную для решения информацию, анализировать ее, выстраивать последовательность действий и фиксировать этапы решения. И речь идёт не только о заданиях с развернутым ответом, в которых запись решения является обязательной, но и о заданиях с кратким ответом, не требующих записи хода решения. Поэтому в процессе изучения химии важно формировать не только предметные, но и метапредметные умения и способы деятельности», - уточнили в ФИПИ.
Специалисты подчеркнули, что оптимальным вариантом подготовки к ЕГЭ по химии является системное изучение теоретического материала курса химии, сопровождающееся отработкой навыков решения различных заданий, направленных на комплексную проверку знаний химических свойств веществ. Важным является также применение в учебном процессе заданий, выходящих за рамки моделей, используемых в экзаменационных вариантах ЕГЭ, например, включающих текстовые фрагменты с описанием химических экспериментов или большого количества данных.
В России ЕГЭ служит одновременно как выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в вуз. Обязательными для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике. В 2020 году в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести отечественную историю, а с 2022 года – иностранный язык.