Россия теряет ученых и науку - «Наука» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Наука » Россия теряет ученых и науку - «Наука»
Россия теряет ученых и науку - «Наука»
Отток ученых и высококвалифицированных специалистов из России за последние 9 лет ускорился в 5 раз. Об этом сообщил главный ученый секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин в ходе Общего собрания академии. Массовый выезд научных кадров на работу за рубеж играет одну из ключевых





Отток ученых и высококвалифицированных специалистов из России за последние 9 лет ускорился в 5 раз.



Об этом сообщил главный ученый секретарь Российской академии наук (РАН) Николай Долгушкин в ходе Общего собрания академии. Массовый выезд научных кадров на работу за рубеж играет одну из ключевых ролей в катастрофическом сокращении численности исследователей в России. 



Если в 2012 году ежегодно страну покидали 14 тысяч ученых, то теперь это уже 70 тысяч. Россия – единственная из развитых стран, где несколько десятилетий подряд уменьшается число ученых. До 1990 года Советский Союз занимал первое место в мире по количеству научных исследований. Но с той поры их количество уменьшилось с 992 тысяч до 348 тысяч. То есть Россия потеряла две трети возможных открытий и изобретений. 



Из страны непрекращающимся потоком идет интеллектуальная миграция: высшее образование имеют 70% уезжающих, что значительно выше среднего уровня в стране. К нам же приезжают в основном низкоквалифицированные рабочие из центральноазиатских республик. 



Опрос Boston Consulting Group, в котором участвовали 24 тысячи респондентов, показал, что хотят работать за рубежом больше половины российских ученых, топ-менеджеров, IT-cпециалистов. К ним готова присоединиться половина работников инженерных специальностей и ­врачей. 



Почти две трети потенциальных эмигрантов – это таланты в области цифровых технологий: специалисты по искусственному интеллекту, программисты, компьютерные дизайнеры. Практически все они – молодые люди в возрасте до 30 лет.



 



Эльвира Кинзина, Массачусетский технологический институт: 



— В России я могла бы пойти в аспирантуру в Сколтехе, там стипендия почти 75 тысяч и хорошая лаборатория. Но там можно было просто изучать процесс старения, я же хотела разрабатывать методики для его преодоления и проводить эксперименты. Еще был вариант остаться в лаборатории МГУ, но стипендия там всего 15 тысяч и не самые крутые общежития. Если ты хочешь заниматься чем-то редким, то в России будет сложно найти подходящую лабораторию, и еще сложнее – место, где за это будут платить. Я второй год учусь в аспирантуре. Занятия тут очень сильные: курс по генетике вел нобелевский лауреат, лекции читали профессора, которые создали технологию редактирования генома. В институте есть ассистенты по патентам и маркетингу, которые помогают коммерциализировать свой проект. Здесь действуют на перспективу: если студенты смогут что-то создать, то в будущем это принесет институту хорошие деньги. Я работаю в двух лабораториях. В одной – мы с коллегами исследуем, как изменяется активность генов при старении. В другой – изучаем старение костного мозга. Если омолодить стволовые клетки костного мозга, то они омолодят всю кровь и иммунную систему. Мы планируем сделать это с помощью изменения генома: будем менять много генов и смотреть, как это влияет на омоложение. А когда найдем подходящий, то начнем изучать эту терапию на мышах. Возможно, когда-то это дойдет до клинических испытаний. 



Многие из бывших одногруп­пников говорили, что останутся в МФТИ и будут поднимать российскую науку с колен. Мне кажется, в наш стремительный век  ты должен принести обществу как можно больше пользы. Если хочешь развивать науку, лучше пойти туда, где можно заниматься ею качественно.



Мой мозг принадлежит всей планете: если я что?то открою, придумаю терапию, то она будет полезна для всех. Я бы вернулась, если бы условия для науки в России были как в Бостоне. Но я сомневаюсь, что в ближайшие 20 лет там появится что?то похожее.



 



Юрий Григ, физик, Германия: 



— С начала 90-х годов из России уехали около 150 тыс. научных сотрудников и преподавателей вузов. В целом за 20 лет страну покинули порядка 70–80% ведущих математиков и 50% ведущих физиков-теоретиков. Положить конец такой утечке мозгов в нынешних российских реалиях вряд ли удастся. Ученые покидают Россию потому, что условия для работы и жизни в государствах Запада сейчас лучше. Впрочем, ученые постоянно перемещаются и между вполне благополучными странами. Оседают российские ученые везде: в США, Германии, Италии, Франции, Швейцарии… В Израиле ни один коллектив, занятый научно-техническими проектами, не обходится без «бывших» русских. А некоторые живущие там утверждают, что русская иммиграция неизмеримо подняла уровень науки и техники в Израиле. То есть наши – везде. Это тот случай, когда можно произнести слово «наши» с гордостью. Уже сложилась целая плеяда ученых с мировым именем – выходцев из России. К таким можно отнести самого цитируемого в мире биолога Евгения Кунина, Артема Оганова, придумавшего алгоритм предсказания структуры кристаллов по химической формуле, а также Станислава Смирнова – лауреата премии Филдса, профессора Женевского университета.  



Дело в том, что прагматичные американцы, да и вообще Запад относятся к науке и образованию как к отрасли экономики. Причем как к системообразующей отрасли. Если своих ресурсов в какой-то момент не хватает, то их можно купить. Ведь интеллект – это тоже ресурс. Его можно привлечь, создав соответствующие условия, как это делал когда-то Петр I. Для этого нужно создать цеха со всей необходимой инфраструктурой, где эти «станки»-ученые смогут максимально эффективно работать. Вот это и есть Кремниевая долина и другие национальные научные центры мира. 



В России аналогом Кремниевой долины призвано было стать Сколково. Деньги в него вбухали огромные, но отдачи пока нет. Почему? Потому что создать такой центр непросто. Для этого нужно иметь высокоразвитую экономику в целом. Но и это не гарантия. Недостаточно пригласить из-за рубежа специалистов и положить им высокую зарплату, для того, чтобы получить научный или технический результат, сопоставимый по качеству с аналогичным продуктом стран с высокоразвитыми экономиками, необходимо создать полноценную инфраструктуру. А ее не купишь, ее надо развивать и поддерживать самим. И еще – развивая проект, подобный Кремниевой долине, нужно быть готовыми к тому, что 7 из 10 идей, проектов закончатся неудачей, более того, нужно дать второй шанс и финансирование даже неудачникам, потому что они уже чему-то научились. В Сколково не так. Загвоздка в том, что построить все это в одной отдельно взятой замкнутой системе – это такая же утопия, как и построение счастливого будущего в одной отдельно взятой стране. Утечка мозгов из России будет продолжаться. Ученые – это живые люди со всеми их потребностями – не только материальными, но и, выражаясь высокопарно, духовными. Под ними имеются в виду возможность создавать научный продукт и пользоваться плодами своего творчества, не поступаясь никакими свободами. Правда жизни состоит в том, что в наш век реализация прав на выбор жилья, работы, свободу перемещения и на другие свободы в большой степени зависит от материального положения. Увы, для большинства из ученой братии в России эти свободы пока недостижимы.


Источник: sovross.ru

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика