В Минпросвещения России обсудили критерии реестра русских школ за рубежом - «Образование»
Фото: Пресс-служба Минпросвещения России
В Министерстве просвещения Российской Федерации 2 августа прошло заседание рабочей группы по вопросам совершенствования российской образовательной инфраструктуры за рубежом под председательством статс-секретаря – заместителя министра просвещения Российской Федерации Павла Зеньковича, сообщает Минпросвещения России.
Первой темой обсуждения стали механизмы поддержки инфраструктуры российского образования за рубежом.
«По всему миру действуют свыше 110 русских центров и кабинетов русского языка фонда «Русский Мир», функционируют филиалы российских вузов, школы, в том числе наша совместная с Туркменистаном школа имени Пушкина, и другие образовательные организации. Есть и разветвленная партнерская сеть центров обучения русскому языку», – открыл заседание директор Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России Андрей Емельянов.
Он подчеркнул, что самой понятной формой распространения лучших практик российского образования за рубежом является создание образовательных организаций на основе межправительственных соглашений. Так, в скором времени начинается строительство пяти школ в Таджикистане. Русские школы уже построены в Киргизии и Армении, обсуждаются предложения по их строительству в Иордании и Казахстане.
Другой механизм развития и поддержки российского образования за рубежом – направление за границу российских учителей. Гуманитарный проект успешно реализуется в Таджикистане, с нового учебного года российские педагоги начнут преподавательскую деятельность в Киргизии. Кроме того, проект имеет потенциал к развитию и расширению: прорабатывается вопрос его реализации в Сербии, Монголии и Вьетнаме.
На заседании отметили, что билингвальные секции также заявили себя как эффективный инструмент продвижения российского образования.
Более того, планируется открыть до 14 центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку за рубежом. Для обеспечения прозрачности и эффективности их функционирования Минпросвещения России по итогам года организует мониторинг эффективности работы этих центров.
Участники рабочей группы также обсудили необходимость поддержки и развития электронных ресурсов как с точки зрения получения образования, так и информирования общественности обо всех возможностях изучения русского языка и обучения на нем.
При обсуждении механизмов работы с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность по продвижению русского языка и российского образования за рубежом, Павел Зенькович призвал к координированной работе заинтересованных организаций по данному направлению.
Помимо необходимости информационного сотрудничества всех заинтересованных организаций, на заседании обозначили роль взаимодействия с такими международными профессиональными объединениями, как, например, МАПРЯЛ.
«Для поиска системных решений в данной области мы в этом году запускаем мониторинг образовательной и просветительской деятельности иностранных организаций, направленной на развитие изучения русского языка, российской истории и культуры за рубежом», – резюмировал Андрей Емельянов.
Дискуссионной темой встречи стал вопрос о выработке единого подхода к классификации русских школ, а также методики включения указанных образовательных организаций в специальный реестр. Участники заседания выступили со своими предложениями по возможным критериям для включения образовательных организаций в данный реестр.
На заседании рабочей группы с докладами также выступали заместитель директора Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России Борис Железов и советник руководителя Россотрудничества Дмитрий Гужеля.
Заседание рабочей группы по вопросам совершенствования российской образовательной инфраструктуры за рубежом прошло в рамках деятельности Межведомственной комиссии по вопросам сохранения, защиты и развития русского языка.
Ведомственная целевая программа «Научно-методическое, методическое и кадровое обеспечение обучения русскому языку и языкам народов Российской Федерации» на 2019–2025 годы утверждена распоряжением Минпросвещения России от 16 мая 2019 г. № Р-60.