От клетки к организму, от учебы к практике: экскурсия по лабораториям Таврической академии - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » От клетки к организму, от учебы к практике: экскурсия по лабораториям Таврической академии - «Образование»
От клетки к организму, от учебы к практике: экскурсия по лабораториям Таврической академии - «Образование»
Фото: пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского Редакция портала «Российское образование» предлагает своим читателям совершить виртуальную экскурсию по одному из уникальных научных и учебных центров Крыма. Доцент кафедры физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии КФУ им. В.И.


От клетки к организму, от учебы к практике: экскурсия по лабораториям Таврической академии - «Образование»

Фото: пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского


Редакция портала «Российское образование» предлагает своим читателям совершить виртуальную экскурсию по одному из уникальных научных и учебных центров Крыма.


Доцент кафедры физиологии человека и животных и биофизики Таврической академии КФУ им. В.И. Вернадского, кандидат биологических наук Марина Раваева продемонстрировала, как ведутся практические занятия и научные изыскания в лабораториях, а также рассказала об исследованиях, которые проводят студенты и магистранты под руководством специалистов кафедры. 




Наша первая остановка – лаборатория оценки функционального состояния, созданная в 2015 году и существенно дооснащенная в 2016 году в рамках Программы развития Крымского федерального университета. 


«Эта лаборатория выполняет триединую функцию: учебную, научную, а также может использоваться в клинических исследованиях, – рассказывает Марина Раваева. – Здесь учатся наши физиологи, специализанты кафедры физиологии человека и животных, здесь же проводятся практические и лабораторные работы, на которых исследуются физиологические процессы организма человека, а также проводятся научные исследования по изучению действия физических факторов разной природы и интенсивности на организм человека, выявляются механизмы влияния этих факторов». 


Данная лаборатория была создана как учебная и научная база для подготовки магистров, обучающихся по профилю «физиология человека и животных». Интересно, что образовательная программа магистратуры реализуется как сетевая: в ней принимает участие еще четыре федеральных университета: Северный (Арктический), Казанский, Северо-Кавказский и Уральский. По программе академической мобильности студенты-магистранты могут проходить обучение в этих  вузах. Оборудование лаборатории позволило создать уникальный среди университетов-партнеров модуль дисциплин «Оценка функционального состояния человека».


Итак, чем же занимаются студенты? Мы видим, как они проводят широкий спектр исследований: например, реоэнцефалографию, исследование кровенаполнения сосудов головного мозга и других частей тела, допплеровскую флуометрию магистральных сосудов. 




В рамках спирографии – исследовании функций внешнего дыхания – студенты изучают процесс управления дыхательными функциями. Здесь же есть переносной электрокардиограф, который позволяет провести исследование сердца в покое и при разных нагрузках – физических и психических. 


«Здесь же проводится лазерная допплеровская флуометрия микроциркуляторного русла, - показывает еще на один прибор Марина Раваева. - Считается, что работа сердца – это жизнь, а микроциркуляция – это смысл жизни, в ней происходят все обменные процессы между кровью и тканью, она является маркером общего функционирования сердечно-сосудистой системы, отражает общее состояние человека».


Студенты проводят диагностику и на стабилометрической платформе: они пытаются найти оптимальное, менее энергозатратное положение тела в пространстве, корректировать нагрузки – как у обычных людей, так и у спортсменов.


Еще один прибор – еще одно исследование – видеонистагмография, запись непроизвольного движения глаз, которая фиксируется двумя камерами и выводится на монитор. 


«Такой прибор – ВНС-спектр – позволяет нам закрыть целый блок исследований, связанных с вегетативной нервной системой, понять механизмы развития процессов, происходящих в организме человека», – напоминает Марина Раваева. Она показывает нам ВНС-спектр и объясняет, что принцип действия данного прибора и детектора лжи во многом сходны, и студенты могут разобраться в принципах работы и основных физиологических процессах, исследуемых с помощью детектора лжи. Поэтому студенты занимаются на нем с удовольствием: проводят маленькие тесты «правда – ложь» и решают ситуационные задачи. 


«Иногда можно контролировать себя центральными механизмами, но вегетатику не обмануть», – комментируют они. 




Наша следующая остановка – лаборатория психофизиологии, также созданная в рамках программы развития в 2015 году и дооснащенная в 2016-м в рамках создания центра доклинических исследований. Она входит в центр коллективного пользования и является составной частью центра экспериментальной физиологии и биофизики. 


В этой лаборатории ведутся исследования глубинных функций организма, нейронных аспектов нашего поведения и при необходимости корректируются. 


Перед нами трекер, позволяющий регистрировать траекторию движения глаз – прибор многофункциональный, он может применяться в маркетинге, в мерчендайзинге, но специалистов КФУ больше интересует ранняя диагностика аутизма. 


Для этого разрабатываются серии картинок, которые помогут определить предрасположенность к этому заболеванию и заняться своевременной коррекцией. 




Еще один прибор, на который обратили наше внимание специалисты лаборатории – это психотест, позволяющий провести исследование уровня тревожности, склонности к депрессии, мотивации к работе и т.д. Он широко используется для проведения различных экспертиз, определения процессов профессионального выгорания и т.д. – 275 тестов, зашитых в нем, позволяют проводить как индивидуальную работу, так и диагностику коллективов различных компаний и предприятий. 


В лаборатории этологии нас встречают не только люди, но и… крысы. Именно здесь проводятся уникальные исследования фармакологических веществ, кандидатов в лекарственные вещества, доклинические исследования. 




«Этология – это поведение, – объясняет Марина Раваева. – Мы можем моделировать определенные ситуации, смотреть, как действуют вещества или физические факторы на поведение животных. Обратите внимание, что все пробежки, стойки и заглядывания в норки у крысы фиксируются автоматически – это позволяет впоследствии сделать вывод, обладает ли исследуемое вещество антидепрессантным действием, снижается или повышается тревожность или поведение животного не меняется, следовательно, вещество никак не действует». 


Индивидуальные камеры, в которых находятся животные, ведут автоматический подсчет поведенческой активности  и метаболических реакций, считают количество съеденного, выпитого, соотношение углекислого газа и кислорода – словом, полный спектр необходимых исследований. 


«Новая установка предназначена для комплексного изучения когнитивных процессов. В ней бесконечное множество экспериментальных парадигм, все компьютеризировано, все автоматически подсчитывается, при этом субъективный фактор – присутствие человека существенно снижается. Все мы знаем, что крысы боятся людей, поэтому тест на стрессоустойчивость проводим в специальных условиях: помещаем животное в условия, близкие к естественным, выключаем свет, а камера все фиксирует, и это позволяет получить более точные данные», – комментируют специалисты лаборатории. 




Очень важно, что здесь решаются как прикладные, так и фундаментальные задачи, и студенты принимают непосредственное участие в научных разработках. 


Завершающий этап нашего «лабораторного» маршрута по Таврической академии – лаборатория клеточной физиологии и биофизики. 


Здесь изучается физиологические процессы на клеточном, тканевом уровнях. Благодаря уникальной установке возможна работа на изолированных органах. моделируются патологические процессы, проводится изучение их протекания в различных условиях – как при воздействии химических веществ, так и при влиянии магнитных полей. 


«Крымская школа магнитобиологии признана во всем мире, – с гордостью сообщает Марина Раваева. – Мы изучаем действие на организм факторов различной природы, различной интенсивности, смотрим, какие  процессы в организме развиваются при действии электромагнитных полей. А благодаря существенной модернизации материально-технической базы кафедры, мы можем судить о механизмах действия данных физических факторов на организм.  Мы работаем с хирургическими моделями и можем моделировать различные патологические процессы: сахарный диабет, повреждение сосудов, инсульт и т.д. для того, чтобы не только изучать патофизиологию, но и возможности  применения как физических факторов, так и различных химических веществ-кандидатов в лекарственные вещества с целью лечения, коррекции  и профилактики. Но прежде чем начать хирургические вмешательства – надо знать анатомию, изучить будущие манипуляции на компьютере и потом уже приступать к исследованиям».




Здесь можно снять ЭКГ, энцефалограмму, провести ультразвуковые исследования, изучить кровеснабжение с помощью специальных датчиков, а также сделать операции различной степени сложности – в том числе микроманипуляции.


Жизнь в лабораториях кипит: здесь собираются студенты, магистранты нескольких факультетов, работают преподаватели – так создается новая страница в «биографии» Таврической академии, страница новых открытий и свершений,  поскольку данные  лаборатории являются составной частью недавно созданного Центра коллективного пользования «Центр экспериментальной физиологии и биофизики». 


Создание данного центра позволит не только увеличить глубину фундаментальных исследований при реализации научных проектов кафедры, но и позволит расширить круг пользователей и развивать научную коммуникацию кафедры и Таврической академии с ведущими российскими и зарубежными научными центрами и организациями.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика