Жизнь без барьеров: почему детям нужно рассказывать про незрячих людей - «Образование»
Фото: Клуб «Мудрый пёс»
13 ноября ежегодно отмечают Международный день слепых. В преддверии этой даты эксперт по доступной среде, директор Центра развития мобильности, инклюзии, реабилитации и активности людей с инвалидностью «МИРА» Юлия Пашкова рассказала федеральному порталу «Российское образование» о том, почему детям необходимо чаще объяснять, как живут люди с нарушением зрения и какую помощь им оказывают собаки-поводыри.
«Такое информирование должно стать нормой, а передачу знаний необходимо сделать системной. Незрячие люди, в домах которых живут собаки-проводники, очень активные, позитивные, разносторонние. Их везде можно встретить. И к этой встрече нужно быть готовым. Очень важно рассказывать об этом ребятам в детских садах, школах и других образовательных учреждениях. Важно читать литературу и смотреть социальные ролики. Все это для того, чтобы незрячие люди не ощущали себя «отброшенными» от общества, не ощущали барьеров. Мы не говорим, что человек болен и поэтому у него есть ограничения. Мы говорим о том, что если в обществе не будет барьеров, то человек не будет ощущать себя инвалидом», – сказала Юлия Пашкова.
Собака-поводырь для человека с нарушением зрения намного больше, чем обычное домашнее животное, отметила она. И Юлия знает ценность такой собаки. Уже пять лет с ней живет лабрадор Мира – ее верный друг и помощник. Зрение Юлия Пашкова стала терять постепенно, все больше становясь зависимой от каких-либо обстоятельств, свободного времени своих родных и друзей.
«Основная задача собаки-поводыря – делать жизнь человека комфортной, свободной и независимой, она помогает безопасно передвигаться по нашим маршрутам. Ведь с потерей зрения люди определенно теряют в скорости и координации», – сказала она.
С появлением Миры жизнь Юлии приобрела другие ориентиры. Она рассказывает, что начала интересоваться тем, как надо вести себя с собаками-проводниками, дрессировать, учить, мыть, кормить их. А отсутствие в Москве клуба, который мог бы стать площадкой объединения незрячих и слабовидящих владельцев собак-поводырей, послужило созданию клуба «Мудрый пес».
«Для ребят разных возрастов мы проводим в образовательных учреждениях уроки доброты. Рассказываем им о том, как живут незрячие люди, чем отличается собака-проводник от обычной собаки, ведь перед тем как попасть к хозяину, она может проходить обучение в течение двух лет! Также объясняем, что с собакой-поводырем незрячий человек может приходить в любые общественные места. Самые смелые участники встречи могут пройти с закрытыми глазами с собакой-помощником по определенному маршруту. Впечатлений у ребят много. Это невероятно нас вдохновляет», – отметила Юлия.
Она также рассказала, какие знания необходимы ребятам при встрече с незрячим человеком и собакой-поводырем.
«Поздоровавшись, нужно подойти и прикоснуться к руке незрячего человека, но не со стороны собаки, а со стороны белой трости. Представиться и спросить, какая ему нужна помощь. Но не стоит обижаться, если помощь не понадобится. Также очень важно помнить, что собака-поводырь – это глаза, помощник, средство реабилитации для человека с нарушением зрения. Она отвечает за безопасность хозяина. Собака очень дружелюбная, и ее нельзя отвлекать – кормить, гладить, держать за шлейку, поскольку это может стать угрозой здоровью и жизни ее владельца. Все комментарии необходимо проговаривать, и обязательно нужно попрощаться с человеком, чтобы он понял, что вы ушли», – рассказала Юлия Пашкова.
По ее словам, важно с детства прививать и воспитывать в детях толерантность, дружелюбие и взаимовыручку. Очень важно рассказывать ребятам и о труде, который вложен в собаку-проводника, и о возможностях, которые открываются у незрячего человека при встрече с ней, потому что именно в этот момент начинается волшебство, которое может спасти человека от депрессии, одиночества и упаднического настроения. Человек заново рождается.
Дата проведения Международного дня слепых (13 ноября) приурочена ко дню рождения Валентина Гаюи, французского педагога, который в 1784 году открыл первую в мире школу для слепых детей и стал первым изобретателем рельефного шрифта, с помощью которого были напечатаны книги для незрячих людей.