Через призму поколений: педагогические династии сохраняют лучшие традиции образования - «Образование»
Фото: личный архив
Семейные ценности и любовь к выбранной профессии могут передаваться из поколения в поколение. Подтверждением этого стали истории преподавателей из самых разных регионов страны, представленные на завершившийся Всероссийский конкурс «Лучшая педагогическая династия».
О становлении династии, а также ее роли в определении будущей профессии федеральному порталу «Российское образование» рассказали Марина Тимофеева и Елена Беликеева – представители педагогической династии Клюшиных – Беликеевых – Тимофеевых из Волгоградской области, одержавшей победу в номинации «Призвание быть» (общий педагогический стаж – 191 год).
История этой семьи педагогов началась в 1949 году, когда Василий Клюшин и Нина Долженко приняли решение стать учителями.
«Мои бабушка и дедушка окончили Сталинградский педагогический институт, и оба были распределены в Молчановскую среднюю школу, где и познакомились. Спустя восемь лет подающий надежды учитель географии стал во главе педагогического коллектива, а Нина Ивановна продолжала оставаться надежным тылом не только в кругу семьи, но и на работе, обучая учеников русскому языку и литературе», – рассказала Марина Тимофеева.
Именно любовь к профессии родителей помогла сделать выбор в пользу педагогики Елене Беликеевой. Она, как и ее дочь, Марина Тимофеева, посвятила свою жизнь обучению и воспитанию детей, более 40 лет преподавав в школе такие предметы, как биология и химия. Елена Беликеева считает, что учеников необходимо более углубленно знакомить с разными профессиями.
«Выбор профессий очень большой, но подойти к нему нужно с большой ответственностью. Мы, педагоги, видим со стороны учеников. Поэтому наша задача – дать им советы, рекомендации по выбору той или иной специальности, указав ее положительные и отрицательные стороны, чтобы ребенок, получив профессию, остался работать в ней. К счастью, в моей жизни случилось так, что много учеников выбрали профессию учителя. И думаю, что они не разочаровались в ней», – добавила она.
Марина Тимофеева тоже считает, что разностороннее знание о специальностях поможет школьникам сделать правильный выбор. Она обратила внимание, что профессию педагога с детства знала «изнутри». Именно это и помогло определиться с выбором будущей специальности, а самое главное – не разочароваться в ней. Учитель рассказала, как в профессиональном плане ей помогает такая большая педагогическая династия ее семьи.
«В школьной жизни всегда происходит множество ситуаций, которые бывают разными: грустными и веселыми. О большинстве из них я знаю на примере своих родственников. Поэтому в голове у меня существует определенный шаблон, который подсказывает мне, как поступить в том или ином случае. Я могу этот шаблон применять или, наоборот, изменять его, исходя из ситуации», – пояснила она.
Елена Беликеева и Марина Тимофеева также обратили внимание и на организацию образовательного процесса в школе. Они дали рекомендации, которые помогут сделать его эффективным, интересным и познавательным.
«Очень важно построить доверительные отношения с учеником. Он часто чувствует себя взрослым, и поэтому различные назидания им могут восприниматься не очень правильно. Поэтому если ученик увидит, что учитель может стать для него другом, советчиком, то в учебно-воспитательном процессе это будет давать только положительные результаты», – сказала Елена Беликеева.
Она также поделилась самым главным советом, который дает дочери.
«Всегда говорю Марине: не расстраивайся, если что-то не получается. Не надо принимать все близко к сердцу. Если хочешь чего-то добиться – добьешься. Но пути достижения цели должны быть такими, чтобы за них никогда не было стыдно. Все получится!» – объяснила педагог.
Марина Тимофеева рассказала о том, как проходят ее уроки биологии и химии в школе № 57 города Волгограда. Она обратила внимание, что на занятиях любит применять литературные примеры, организовывать творческие задания и работать с макетами. Все это, по ее словам, помогает не только интересно построить образовательный процесс, но и увлечь учащихся более углубленным изучением предметов.
«Сегодняшняя задача учителя, к сожалению, – стать интереснее, чем телефон. Это трудно. Но когда ребенок видит, что тебе самому интересно, когда он понимает, что ты готов рассказать ему и ребятам что-то запоминающееся о предмете, – он уже по-новому начинает смотреть на этот мир», – сказала педагог.
В семье волгоградских преподавателей с особой теплотой вспоминают о проведении конкурса «Лучшая педагогическая династия». Решение участвовать в нем принадлежит Марине Тимофеевой. Она уже не первый раз становилась его конкурсантом, но одержать победу получилось только в 2024 году.
«До сих пор не знаю, как жюри из такого количества талантливых семей смогло выбрать всего лишь несколько! Безусловно, победить в конкурсе помогло желание рассказать о своей семье не только в городе Волгограде, но и на всю страну», – поделилась впечатлениями представитель династии.
Марина Тимофеева также отметила, что желание одержать победу в конкурсе было подкреплено тщательной подготовкой к нему и ответственностью, которая свойственна всем представителям этой династии и передается из поколения в поколение.