Учитель должен уметь подбирать ключик к каждому ребенку - «Образование»
Фото: личный архив
Всероссийский конкурс «Лучшая педагогическая династия», завершившийся в Республике Башкортостан, объединил семьи учителей разных поколений. Многие страницы их историй уходят далеко в прошлое, но в какой бы эпохе они ни писались, истоки остаются неизменными: любовь к профессии учителя, обучение и воспитание детей в традиционных нравственных ценностях, которые бережно передаются из одного столетия в другое, становясь оплотом знаний для юных современников.
Династия педагогов Ивановых – Филиппенко из Красноярского края одержала победу в номинации конкурса «Из века в век». Она объединила более 100 учителей, общий педагогический стаж которых составляет более 2000 лет.
О том, как создавалась династия и что способствовало формированию крепких семейных уз между поколениями, федеральному порталу «Российское образование» рассказали ее представители Елена и Сергей Вершинины, а также Александр Филиппенко.
История этой династии началась с Семена Иванова, родившегося в 1892 году в Витебской губернии, который вместе с семьей переехал в Сибирь, где в начале 20-го века стал заниматься педагогической деятельностью.
«Следуя по стопам любимого дяди, четверо из десяти детей его сестры, Татьяны Ивановой, стали педагогами, как и в дальнейшем их дети. Представители династии работали учителями математики, физики, иностранных языков, технологии, физической культуры, географии, филологии и начальных классов. Традиции преподавания этих предметов перешли в четвертое поколение учителей», – пояснила Елена Вершинина.
Она также рассказала о своем пути в профессию педагога. Еще будучи ребенком, занимаясь танцами и балетом, Елена Вершинина была уверена, что именно с этим видом искусства будет связана ее профессиональная деятельность. Но интерес и любовь к педагогике оказались проворнее в этом вопросе.
«В детстве, как и многие ребята, часто представляла себя учителем: проверяла тетради, учила своих кукол и плюшевых мишек. Немного прикасалась и к настоящему образовательному процессу. Папа, Александр Филиппенко, забирал меня из детского сада в школу, где работал педагогом, и пока ждала окончания его уроков, не упускала возможности что-нибудь написать на доске мелом», – пояснила представитель династии.
По словам Александра Филиппенко, который более 40 лет посвятил педагогике, работая учителем в школе и возглавляя общеобразовательные учреждения региона, путь к этой профессии никогда не рассматривается в династии как обязанность.
«Постоянное присутствие «учительского духа» в семье проявляется в разговорах об успехах и трудностях наших учеников, о «секретных» и действенных методах обучения и воспитания. Также важную роль играют такие праздники, как День знаний и День учителя. В эти дни каждый член нашей династии получает поздравления и подарки, независимо от того, трудится ли он в школе или уже на заслуженном отдыхе. Все это оказывает значительное влияние на выбор профессионального пути», – добавил он.
В настоящее время Елена Вершинина работает старшим методистом, преподавателем математики, немецкого и английского языков, заместителем директора по учебно-воспитательной работе лицея № 7 города Минусинска. Также уже несколько лет является руководителем языковых клубов в Центре немецкой культуры города и методистом-мультипликатором Гете-Института в России.
Ее супруг, Сергей Вершинин, тоже педагог лицея № 7. Он преподает учащимся предмет «Основы безопасности и защиты Родины» и каждый раз разрабатывает интересные программы, чтобы ребята имели возможность в полном объеме осознать всю ответственность, которая стоит при изучении предмета.
«Основной целью преподавания ОБЗР является формирование у учеников понимания вопросов национальной безопасности и развитие практических навыков, необходимых для защиты Родины. Воспитание патриотизма и проведение практических занятий – ключевые аспекты моей профессиональной деятельности», – объяснил он.
По словам Елены Вершининой, какое бы направление педагогики ни выбрали члены семьи, главная движущая сила, приводящая представителей династии в эту профессию, заключается в любви к детям. Она также отметила, что учителю необходимо обладать определенными качествами, чтобы не навредить ребенку на этапе его взросления.
«Важен вопрос дисциплины. Когда имеется организованность у учителя, то ребенок тоже учится у него этому качеству. Важна эмпатия – умение чувствовать и понимать детей. Иногда происходит так, что учитель является единственным человеком, которому ребенок может довериться, рассказать о своих проблемах. Также он должен быть лидером, который ведет за собой детей. Задача педагога – подобрать ключик к каждому ребенку», – рассказала она.
Представители династии обратили внимание и на качество образования, которое всегда является одним из ключевых факторов развития страны.
Как отметил Александр Филиппенко, образовательный процесс должен отвечать запросам современного мира. Подтверждением этому стала разработка Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года.
«Мы живем в мире, который постоянно меняется. Именно поэтому разработка Стратегии становится особенно актуальной. Необходимо продолжать создавать интересные условия труда, поддерживать профессиональный и карьерный рост преподавателей, что поможет привлечь еще больше молодых специалистов к педагогике. Важно вовлекать родителей в учебный процесс. Это необходимо для повышения осознанности их участия в образовании и воспитании детей, что, в свою очередь, способствует созданию более эффективной образовательной среды», – рассказал Александр Филиппенко.
Педагоги подчеркнули: чтобы соответствовать современной действительности, учитель должен постоянно самосовершенствоваться как в профессиональном, так и в личностном плане. Поэтому решение участвовать во Всероссийском конкурсе «Лучшая педагогическая династия» было принято единогласно и с воодушевлением.
«Участие в конкурсе стало для нашей семьи неким новым испытанием. В финале участвовали втроем: я, мой папа и его супруга – Ирина Филиппенко. В таком составе в профессиональных состязаниях приняли участие впервые. Это помогло нам лучше узнать и понять друг друга: мы открыли новые черты характера, таланты и смогли использовать в проекте сильные стороны каждого из нас. В одном из этапов конкурса также участвовала моя бабушка, Любовь Филиппенко, которая в 2024 году отметила свое 99-летие», – пояснила Елена Вершинина.
Она обратила внимание, что участие в конкурсе поможет найти и других представителей династии, потому что история семьи педагогов Ивановых – Филиппенко была рассказана на всю страну, а значит, в скором времени сможет пополниться новыми именами учителей, которые преданы этой благородной профессии.