Акмуллинский университет прорабатывает вопросы интеграции детей мигрантов в российскую систему образования - «Образование»


Фото: «Российское образование»
Для обучающихся в Киргизии, желающих получить российское образование, появится цифровой образовательный модуль по русскому языку. В настоящее время он разрабатывается в рамках реализации научно-исследовательской работы «Создание адаптивной модели языковой и социокультурной интеграции детей мигрантов, учащихся общеобразовательных школ России» на базе Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы.
Работа ведется с 2023 года. В целях формирования и апробации научно-методической системы оценки языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, осваивающих образовательные программы основного общего и среднего образования в РФ, уже удалось получить научные и методические результаты.
«Проведено аналитическое исследование по оценке языковой и социокультурной подготовленности учащихся из семей мигрантов в регионах: опрос прошли более 41 тыс. педагогов из 89 субъектов РФ, работающих с несовершеннолетними иностранными гражданами, осваивающими основные образовательные программы общего образования», – рассказала Гульнара Кудинова, доктор филологических наук, профессор, завкафедрой русского языка, теоретической и прикладной лингвистики БГПУ им. М. Акмуллы.
Специалистами-экспертами университета разработан инструментарий для языковой диагностики детей мигрантов, которые осваивают образовательные программы начального общего и основного общего образования, включающий в себя по два комплекта примерных оценочных материалов, инструкцию проведения распределительного теста для педагога, критерии оценивания обучающихся на уровень владения русским языком.
Как отметила Кудинова, тесты подготовлены на основании спецификации, разработанной лабораторией когнитивных и лингвистических исследований Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. Они опубликованы на портале «Единое содержание общего образования» и прошли широкую апробацию в 2023/24 учебном году.
«Для общеобразовательных организаций, в которых обучаются несовершеннолетние иностранные граждане, слабо владеющие или не владеющие русским языком, предложены «Методические рекомендации». Материалы также будут размещены на платформе ФГИС «Моя школа» в открытом доступе», – пояснила она.
Коллективом филологов Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы разработаны три учебно-методических комплекса для педагогов по организации внеурочной деятельности, направленной на развитие языковых и коммуникативных навыков школьников. Все материалы адаптированы с учетом возрастных особенностей детей и дифференцированы по уровням сложности.
Кроме того, в 2024 году на базах Новосибирского ГПУ, Южно-Уральского ГГПУ и Волгоградского ГСПУ Акмуллинским университетом организовано и проведено три научно-методических семинара для педагогических работников «Педагогическое сопровождение языковой и социально-культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в российской школе».
В мероприятии приняли участие преподаватели и сотрудники высших учебных заведений Москвы, Уфы, Новосибирска, Омска, Барнаула, Кузбасса, Красноярска, Томска, Челябинска, Шадринска, Волгограда, Сургута, сотрудники региональных министерств и институтов развития образования, учителя и педагоги учебных учреждений, а также иностранные студенты, обучающиеся в НГПУ, ЮГГПУ и ВГСПУ.
В рамках научно-методических семинаров были проведены панельные дискуссии, круглые столы, работали две дискуссионные площадки, форсайт-сессии, на которых участники рассмотрели вопросы языковой и социокультурной адаптации детей с миграционной историей в образовательных организациях РФ.
При реализации НИР за 2024 год на курсах повышения квалификации «Система оценки языковой и социально-культурной адаптации иностранных обучающихся в российских школах» (108 ч.) и «Система внеурочной работы по русскому языку с детьми, не владеющими или слабо владеющими русским языком» (36 ч.) прошли обучение более 4000 учителей из разных субъектов РФ.
В настоящее время для отслеживания прогресса и результатов адаптации обучающихся Киргизии сотрудники Акмуллинского университета разрабатывают итоговые тесты.
В Центрах открытого образования на русском языке, созданных вузом в Бишкеке, Караколе и Баткене, будет проведена оценочная диагностика большого количества иностранных учащихся; и для них же будет разработан цифровой онлайн-курс для погружения в языковую среду для того, чтобы обучающиеся могли получать образование на русском языке. В 2025 году планируется открытие такого центра и в городе Ош.
Напомним, что в России с 1 апреля вводится обязательное тестирование для зачисления детей мигрантов в учебные заведения. Порядок его прохождения разработан Минпросвещения России. Методическое обеспечение процесса возложено на Рособрнадзор.
Согласно принятому Федеральному закону от 28 декабря 2024 г. № 544-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"», лица, не подтвердившие в ходе прохождения тестирования уровень владения русским языком, не будут допущены до освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
И будьте в курсе первыми!