ИСМО в рамках НИР разработал концепцию и методы реализации роли значимого взрослого для успешного обучения школьников - «Образование»


Фото: «Российское образование»
Концепция, формы и методы формирования позиции педагога как значимого для школьников взрослого могут быть эффективно внедрены в практику общеобразовательных организаций, а также в систему непрерывного педагогического образования. Разработки созданы в рамках реализации научно-исследовательской работы «Теоретические и методические основы формирования профессиональной позиции педагога как значимого взрослого» на базе Института содержания и методов обучения (ИСМО), который находится в ведении Минпросвещения России. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе организации.
Сотрудники института провели в 2024 году встречи, собеседования, анкетирование учащихся и педагогических работников школ, что позволило выявить дефициты, риски и пути повышения роли педагога как значимого взрослого в жизни школьников.
«Применение разработок в школьной образовательной практике и при подготовке педагогических кадров будет способствовать повышению авторитета педагогов среди школьников, укреплению статуса учителей и других педагогических работников как значимых для детей взрослых, повышению роли личности педагога в формировании у детей просоциального поведения, снижению рисков выбора детьми в качестве примера для подражания негативных персонажей с деструктивными моделями поведения. Успешная реализация педагогом позиции значимого взрослого будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса», – рассказала Ирина Вагнер, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель проекта.
Диагностические методики, разработанные в рамках проекта, позволят выявлять контингент взрослых, значимых для школьников, актуальные ожидания ребят от учителей как значимых взрослых, динамику реализации педагогами соответствующей позиции.
Представленные по итогам НИР характеристики современных подростков применимы для проектирования педагогами индивидуальной стратегии реализации собственной профессиональной позиции значимого взрослого, системы взаимодействия со школьниками с учетом их ожиданий, а также при построении позитивного общения с учениками на уроке и во внеурочное время.
Результаты НИР применимы в практике управления школ для анализа и развития системы взаимодействия участников образовательных отношений, а также ориентированы на применение в деятельности школьных методических объединений с целью поддержки педагогов при построении позитивных отношений с обучающимися.
Исследование может быть использовано в практической деятельности не только учителей, классных руководителей, но и советников по воспитанию, педагогов дополнительного образования, руководителей детских общественных объединений и организаций.
В системе непрерывного педагогического образования принесет пользу разработанная в рамках НИР программа повышения квалификации педагогов по проблеме формирования их позиции как значимых для детей взрослых. Она может быть реализована как в полном формате – для практикующих педагогов, так и в адаптированном формате – для студентов вузов и колледжей. Программа может быть внедрена в качестве образовательного модуля в рамках семинаров и других обучающих мероприятий для педагогов.
И будьте в курсе первыми!