Андрей Алферов: «Развитие государственно-общественного управления в контексте Стратегии развития отечественной системы образования до 2036 года». «Наше будущее» - «Образование»
Андрей Алферов
Президент НАВУСОО, член Коллегии Минпросвещения России
В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2025 года № 49-СФ «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов» говорится, что Правительство РФ разрабатывает проект Стратегии развития образования. Документ призван обеспечить выполнение целевых показателей, которые характеризуют достижение национальных целей развития страны, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Среди задач, которые планируется решить в рамках Стратегии, – повышение качества основного общего и среднего общего образования, развитие ранней профессиональной ориентации обучающихся, установление единой системы оплаты труда педагогических работников и другие.
Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко обозначил миссию, видение и цель развития образования в Российской Федерации.
«Миссия – это то, что сейчас должна представлять система образования: мы обучаем, воспитываем профессионалов, патриотов России, сохраняем традиции, формирующие будущее. И видение – это то, какой система образования должна стать на горизонте планирования: суверенная система образования, которая объединяет общество, раскрывает потенциал каждого человека и обеспечивает лидерство России в технологическом, культурном и социальном развитии», – сказал вице-премьер на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.
По словам Дмитрия Чернышенко, целью развития образования является создание системы образования высокого качества, обеспечивающей обучение всех, воспитание ответственных граждан, гуманитарное и технологическое лидерство страны, подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики. Задачи системы образования связаны с тем, что нужно подготовить кадры для экономики, развивать потенциал и талант каждого человека и раскрыть ценности образования, такие как человекоцентричность, традиции, инновации и технологии, ответственность и безопасность, отметил он.
Подготовка Стратегии развития образования на период до 2036 года является беспрецедентно масштабным процессом, поэтому сегодня очень важно понимать, что главная цель Стратегии развития образования в России до 2036 года – развитие национальной системы образования, обеспечивающей высокое качество обучения и самореализации всех и каждого, воспитание патриотичных и социально ответственных граждан, гуманитарное и научно-технологическое лидерство России. Все это может быть достигнуто только при сбалансированности социальных интересов в образовательной политике. Стратегические цели открытости в системе образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Активными субъектами государственной образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.
Государственно-общественный характер взаимоотношений означает активацию, то есть усиление активности общественного участия в управленческой деятельности образовательных организаций, тем самым общественность получает свое представительство в органах управления образованием, поэтому должны создаваться и активно функционировать общественные коллегиальные органы управления во всех образовательных организациях России.
Союз родителей и педагогов – это две мощнейшие силы в процессе становления личности подрастающего нового поколения, и роль этих сил невозможно переоценить. Традиционные духовно-нравственные ценности, которые мы впитываем в семье, получаем от родителей и укрепляем в школе, транслируем в вузе и в свое время передаем нашим детям и тем, с кем вместе работаем, – все это говорит о важности процесса консолидации общества и государства, и в особенности в сфере образования.
«Успех реализации Стратегии зависит от основного богатства российской системы образования – от педагогов. Их трудом достигаются все образовательные результаты, которыми страна гордится, они в тесном взаимодействии с семьями воспитывают патриотов России, достойных граждан страны, будущих профессионалов, которым предстоит обеспечивать наше лидерство в технических и гуманитарных сферах. Ни искусственный интеллект, никакие другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя. Потому что духовность, нравственность, культуру, ценностные установки для жизни человеку может привить только человек. Наша задача – окружить педагогов вниманием, обеспечить достойное вознаграждение и условия их благородного труда», – подчеркивал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском педагогическом съезде, где Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой обсуждения.
Назначение современной образовательной организации состоит в том, чтобы быть открытой для сотрудничества и взаимодействия не только для социальных партнеров, но и для родителей. Родители всегда были активными участниками образовательных отношений, имея легитимное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, согласно ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». И не случайно, что одной из самых эффективных форм общественного управления считается такая модель – управляющий совет образовательной организации, которая призвана решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательной организации, быть проводником государственной образовательной политики. Управляющий совет образовательной организации является частью системы общественного управления образовательной организации (разной организационно-правовой формы), которая включает в себя представителей ученического самоуправления, профсоюзного комитета, педагогического совета, родительской общественности, представителя учредителя, управленческой команды образовательной организации и кооптированных членов. В методических рекомендациях по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях Российской Федерации к целям деятельности управляющих советов также отнесен контроль мероприятий по снижению бюрократической нагрузки в образовательной организации, что, безусловно, будет способствовать повышению эффективности и прозрачности системы образования в целом.
Важно отметить, что в год 85-летия системы среднего профессионального образования в федеральное законодательство вносятся важные изменения, касающиеся СПО.
Согласно принятому документу, в целях кадрового обеспечения соответствующих отраслей экономики и социальной сферы работодатели смогут участвовать в управлении учебными заведениями и организации образовательного процесса на всех этапах – от разработки до реализации программ подготовки, включая практические занятия. В колледжах, участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет», создадут управляющие советы. В их полномочия войдут рассмотрение и согласование образовательных программ, программ развития учебного заведения, а также других вопросов совершенствования учебной, воспитательной и управленческой деятельности.
«Образовательная система должна объединять общество, раскрывать потенциал каждого человека, обеспечивать лидерство России в технологическом, культурном и социальном развитии. Все эти формулировки тщательно выверены, они соответствуют принципу полноты, включают на все направления, являются всеобъемлющими вещами. Представители всех субъектов РФ участвуют в разработке Стратегии, в том числе эксперты из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также ученые, общественные деятели и родители», – сказал ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
Осознавая и понимая всю значимость поставленных государством задач в разработке Стратегии развития образования до 2036 года, мы понимаем, что современный этап развития отечественной системы образования характеризуется стремлениями к необходимым изменениям, происходящим под воздействием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная отечественная система образования должна представлять собой устойчивый и надежный социальный институт, который должен выступить гарантом идеологической стабильности государственной системы России, тем самым выполняя свою самую важную и ответственную социальную функцию в обществе.
Сегодня прочность и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности развития и функционирования государственно-общественного управления в сфере образования, так как это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации.
Поэтому в Стратегии развития образования до 2036 года закреплена роль родительской общественности как полноправных участников образовательных отношений в управлении системой образования страны.
Можно выделить три основных взгляда на то, зачем и с какой целью вводится государственно-общественное управление в образовательной организации:
- социально-политический, который предполагает участие общественности, в частности родителей, в управлении образованием, что важно и необходимо в силу общих процессов консолидации общества и государства, а также осуществления общественного контроля;
- педагогический, при котором акцент делается на воспитании гражданско-патриотических качеств, необходимых для жизни в суверенном социально-правовом обществе;
- профессионально-управленческий, при котором государственно-общественное управление необходимо для повышения открытости и эффективности управления современной отечественной системой образования.
Горизонтальная система управления образовательной организацией способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности. Непременным условием развития образовательной организации должен являться союз педагогического коллектива с родителями обучающихся. Во многих образовательных организациях регионов созданы и активно функционируют управляющие советы, которые в том числе принимают участие в решении вопросов создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе есть родительский комитет (совет родителей). Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает следующие задачи: создание в образовательной организации комфортных условий для развития личности каждого ребенка, достижение нравственно-педагогического и духовного единства родителей, формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия к системе образования.
Ведь сама суть государственно-общественного характера управления образованием предполагает общественный договор между государством и обществом в решении важных вопросов функционирования, развития системы образования и реализации российской образовательной политики, но в основе обязательно должно быть общественное согласие. Таким образом, коллегиальные органы управления образованием (управляющие советы) вносят большой вклад в развитие образовательной организации, осуществляют координацию взаимодействия родителей и педагогов, укрепление связей семьи и школы.
В ближайшие годы необходимо разработать, апробировать и в пилотном режиме внедрять ИТ-продукты, которые будут способствовать реализации ключевых задач управляющих советов образовательных организаций. Возможными задачами ИТ-продуктов станут оптимизация процессов жизнедеятельности управляющих советов, обеспечение доступности информации и повышение коммуникационной эффективности управляющих советов, повышение вовлеченности всех релевантных групп в деятельность управляющих советов, повышение привлекательности и трансляция ценностей и пользы для жизни образовательной организации.
Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что у всех участников образовательных отношений созрела необходимость участия в жизнедеятельности образовательной системы, и в том числе в управлении образованием. Однако частое отсутствие теоретических и практических навыков, а также механизмов эффективного взаимодействия с государственными системами делает общественность отчасти безучастной, не всегда способной реально повлиять на образовательную систему. Таким образом, в понимании сущности природы государственно-общественного управления в образовании необходимо отметить появление новых, более открытых отношений, которые возникают между государством и обществом. Участие этих сторон в решении различных вопросов образования связано с возможностью влиять на образовательную политику, соучаствовать в выполнении управленческих функций. В связи с этим государственно-общественное управление является универсальным инструментом для укрепления тесной связи семьи и школы, что является результатом процессов активного развития образования в России.
«Сегодня наша государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объему научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению президента Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть века», – отмечал ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко
И будьте в курсе первыми!
internat-one.ru







