Андрей Алферов: «Развитие государственно-общественного управления в контексте Стратегии развития отечественной системы образования до 2036 года». «Наше будущее» - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Андрей Алферов: «Развитие государственно-общественного управления в контексте Стратегии развития отечественной системы образования до 2036 года». «Наше будущее» - «Образование»
Андрей Алферов: «Развитие государственно-общественного управления в контексте Стратегии развития отечественной системы образования до 2036 года». «Наше будущее» - «Образование»
Фото: Фото: Национальная Ассоциация взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций Андрей Алферов Президент НАВУСОО, член Коллегии Минпросвещения России В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2025 года № 49-СФ «О стратегических


Фото: Фото: Национальная Ассоциация взаимодействия Управляющих советов образовательных организаций

Андрей Алферов


Президент НАВУСОО, член Коллегии Минпросвещения России


В постановлении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 14 марта 2025 года № 49-СФ «О стратегических направлениях развития образования в Российской Федерации в условиях современных вызовов» говорится, что Правительство РФ разрабатывает проект Стратегии развития образования. Документ призван обеспечить выполнение целевых показателей, которые характеризуют достижение национальных целей развития страны, определенных Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Среди задач, которые планируется решить в рамках Стратегии, – повышение качества основного общего и среднего общего образования, развитие ранней профессиональной ориентации обучающихся, установление единой системы оплаты труда педагогических работников и другие.


Заместитель председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко обозначил миссию, видение и цель развития образования в Российской Федерации.


«Миссия – это то, что сейчас должна представлять система образования: мы обучаем, воспитываем профессионалов, патриотов России, сохраняем традиции, формирующие будущее. И видение – это то, какой система образования должна стать на горизонте планирования: суверенная система образования, которая объединяет общество, раскрывает потенциал каждого человека и обеспечивает лидерство России в технологическом, культурном и социальном развитии», – сказал вице-премьер на заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.


По словам Дмитрия Чернышенко, целью развития образования является создание системы образования высокого качества, обеспечивающей обучение всех, воспитание ответственных граждан, гуманитарное и технологическое лидерство страны, подготовку высококвалифицированных кадров для отраслей экономики. Задачи системы образования связаны с тем, что нужно подготовить кадры для экономики, развивать потенциал и талант каждого человека и раскрыть ценности образования, такие как человекоцентричность, традиции, инновации и технологии, ответственность и безопасность, отметил он.


Подготовка Стратегии развития образования на период до 2036 года является беспрецедентно масштабным процессом, поэтому сегодня очень важно понимать, что главная цель Стратегии развития образования в России до 2036 года – развитие национальной системы образования, обеспечивающей высокое качество обучения и самореализации всех и каждого, воспитание патриотичных и социально ответственных граждан, гуманитарное и научно-технологическое лидерство России. Все это может быть достигнуто только при сбалансированности социальных интересов в образовательной политике. Стратегические цели открытости в системе образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Активными субъектами государственной образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты.


Государственно-общественный характер взаимоотношений означает активацию, то есть усиление активности общественного участия в управленческой деятельности образовательных организаций, тем самым общественность получает свое представительство в органах управления образованием, поэтому должны создаваться и активно функционировать общественные коллегиальные органы управления во всех образовательных организациях России.


Союз родителей и педагогов – это две мощнейшие силы в процессе становления личности подрастающего нового поколения, и роль этих сил невозможно переоценить. Традиционные духовно-нравственные ценности, которые мы впитываем в семье, получаем от родителей и укрепляем в школе, транслируем в вузе и в свое время передаем нашим детям и тем, с кем вместе работаем, – все это говорит о важности процесса консолидации общества и государства, и в особенности в сфере образования.


«Успех реализации Стратегии зависит от основного богатства российской системы образования – от педагогов. Их трудом достигаются все образовательные результаты, которыми страна гордится, они в тесном взаимодействии с семьями воспитывают патриотов России, достойных граждан страны, будущих профессионалов, которым предстоит обеспечивать наше лидерство в технических и гуманитарных сферах. Ни искусственный интеллект, никакие другие информационные технологии никогда не смогут заменить учителя. Потому что духовность, нравственность, культуру, ценностные установки для жизни человеку может привить только человек. Наша задача – окружить педагогов вниманием, обеспечить достойное вознаграждение и условия их благородного труда», – подчеркивал министр просвещения РФ Сергей Кравцов на Всероссийском педагогическом съезде, где Стратегия развития образования до 2036 года стала главной темой обсуждения.


Назначение современной образовательной организации состоит в том, чтобы быть открытой для сотрудничества и взаимодействия не только для социальных партнеров, но и для родителей. Родители всегда были активными участниками образовательных отношений, имея легитимное право принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации, согласно ст. 44 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». И не случайно, что одной из самых эффективных форм общественного управления считается такая модель – управляющий совет образовательной организации, которая призвана решать в первую очередь задачи стратегического управления образовательной организации, быть проводником государственной образовательной политики. Управляющий совет образовательной организации является частью системы общественного управления образовательной организации (разной организационно-правовой формы), которая включает в себя представителей ученического самоуправления, профсоюзного комитета, педагогического совета, родительской общественности, представителя учредителя, управленческой команды образовательной организации и кооптированных членов. В методических рекомендациях по формированию и развитию управляющих советов в образовательных организациях Российской Федерации к целям деятельности управляющих советов также отнесен контроль мероприятий по снижению бюрократической нагрузки в образовательной организации, что, безусловно, будет способствовать повышению эффективности и прозрачности системы образования в целом.


Важно отметить, что в год 85-летия системы среднего профессионального образования в федеральное законодательство вносятся важные изменения, касающиеся СПО. 


Согласно принятому документу, в целях кадрового обеспечения соответствующих отраслей экономики и социальной сферы работодатели смогут участвовать в управлении учебными заведениями и организации образовательного процесса на всех этапах – от разработки до реализации программ подготовки, включая практические занятия. В колледжах, участвующих в федеральном проекте «Профессионалитет», создадут управляющие советы. В их полномочия войдут рассмотрение и согласование образовательных программ, программ развития учебного заведения, а также других вопросов совершенствования учебной, воспитательной и управленческой деятельности.


«Образовательная система должна объединять общество, раскрывать потенциал каждого человека, обеспечивать лидерство России в технологическом, культурном и социальном развитии. Все эти формулировки тщательно выверены, они соответствуют принципу полноты, включают на все направления, являются всеобъемлющими вещами. Представители всех субъектов РФ участвуют в разработке Стратегии, в том числе эксперты из сферы образования, бизнес-сообществ, институтов развития и органов власти, а также ученые, общественные деятели и родители», – сказал ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко.


Осознавая и понимая всю значимость поставленных государством задач в разработке Стратегии развития образования до 2036 года, мы понимаем, что современный этап развития отечественной системы образования характеризуется стремлениями к необходимым изменениям, происходящим под воздействием внешних и внутренних факторов. Таким образом, суверенная отечественная система образования должна представлять собой устойчивый и надежный социальный институт, который должен выступить гарантом идеологической стабильности государственной системы России, тем самым выполняя свою самую важную и ответственную ­социальную функцию в обществе.


Сегодня прочность и стабильность государственной системы России во многом зависят и от эффективности развития и функционирования государственно-общественного управления в сфере образования, так как это особый тип взаимодействия государства и общества, предполагающий постоянное и ответственное совместное участие в управлении образовательной организацией в субъектах Российской Федерации.


Поэтому в Стратегии развития образования до 2036 года закреплена роль родительской общественности как полноправных участников образовательных отношений в управлении системой образования страны.


Можно выделить три основных взгляда на то, зачем и с какой целью вводится государственно-общественное управление в образовательной организации:


- социально-политический, который предполагает участие общественности, в частности родителей, в управлении образованием, что важно и необходимо в силу общих процессов консолидации общества и государства, а также осуществления общественного контроля;


- педагогический, при котором акцент делается на воспитании гражданско-патриотических качеств, необходимых для жизни в суверенном социально-правовом обществе;


- профессионально-управленческий, при котором государственно-общественное управление необходимо для повышения открытости и эффективности управления современной отечественной системой образования.


 Горизонтальная система управления образовательной организацией способствует гармонизации содержательной и управленческой деятельности. Непременным условием развития образовательной организации должен являться союз педагогического коллектива с родителями обучающихся. Во многих образовательных организациях регионов созданы и активно функционируют управляющие советы, которые в том числе принимают участие в решении вопросов создания благоприятных условий образования и воспитания школьников, а в каждом классе есть родительский комитет (совет родителей). Таким образом, организуя воспитательное взаимодействие с семьей, педагогический коллектив решает следующие задачи: создание в образовательной организации комфортных условий для развития личности каждого ребенка, достижение нравственно-педагогического и духовного единства родителей, формирование отношений сотрудничества, взаимного уважения и доверия к системе образования.


Ведь сама суть государственно-общественного характера управления образованием предполагает общественный договор между государством и обществом в решении важных вопросов функционирования, развития системы образования и реализации российской образовательной политики, но в основе обязательно должно быть общественное согласие. Таким образом, коллегиальные органы управления образованием (управляющие советы) вносят большой вклад в развитие образовательной организации, осуществляют координацию взаимодействия родителей и педагогов, укрепление связей семьи и школы.


В ближайшие годы необходимо разработать, апробировать и в пилотном режиме внедрять ИТ-продукты, которые будут способствовать реализации ключевых задач управляющих советов образовательных организаций. Возможными задачами ИТ-продуктов станут оптимизация процессов жизнедеятельности управляющих советов, обеспечение доступности информации и повышение коммуникационной эффективности управляющих советов, повышение вовлеченности всех релевантных групп в деятельность управляющих советов, повышение привлекательности и трансляция ценностей и пользы для жизни образовательной организации.   


Подводя итог всего вышесказанного, можно сделать вывод, что у всех участников образовательных отношений созрела необходимость участия в жизнедеятельности образовательной системы, и в том числе в управлении образованием. Однако частое отсутствие теоретических и практических навыков, а также механизмов эффективного взаимодействия с государственными системами делает общественность отчасти безучастной, не всегда способной реально повлиять на образовательную систему. Таким образом, в понимании сущности природы государственно-общественного управления в образовании необходимо отметить появление новых, более открытых отношений, которые возникают между государством и обществом. Участие этих сторон в решении различных вопросов образования связано с возможностью влиять на образовательную политику, соучаствовать в выполнении управленческих функций. В связи с этим государственно-общественное управление является универсальным инструментом для укрепления тесной связи семьи и школы, что является результатом процессов активного развития образования в России.


«Сегодня наша государственная образовательная система – одна из лучших в мире. Мы входим в топ-10 ведущих стран как по качеству общего образования, так и по объему научных исследований и разработок, занимаем лидирующие позиции в международных олимпиадах студентов и школьников. Это результат сохранения традиций советской научной школы и педагогики и решений, реализованных по поручению президента Владимира Путина Правительством совместно с регионами за последнюю четверть века», – отмечал ранее вице-премьер Дмитрий Чернышенко

Цитирование статьи, картинки - фото скриншот - Rambler News Service.
Иллюстрация к статье - Яндекс. Картинки.
Есть вопросы. Напишите нам.
Общие правила  поведения на сайте.

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Смотрите также
из категории "Образование"
       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru