«ЦОС – это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых» - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » «ЦОС – это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых» - «Образование»
«ЦОС – это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых» - «Образование»
Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» реализуется в 85 регионах страны. Проект включает создание и интеграцию электронных образовательных ресурсов, которые сегодня помогают школьнику учиться, а педагогу – организовать образовательный процесс.


«ЦОС – это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых» - «Образование»

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» реализуется в 85 регионах страны. Проект включает создание и интеграцию электронных образовательных ресурсов, которые сегодня помогают школьнику учиться, а педагогу – организовать образовательный процесс.


Министр образования и науки Кузбасса Софья Юрьевна Балакирева рассказала о внедрении ЦОС в Кемеровской области, о доступности современных технологий в отдаленных населенных пунктах региона и о возможностях, которые цифровые технологии открывают для школ.


Софья Юрьевна, расскажите об итогах реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в Кемеровской области в прошлом году?


Кузбасс активно включился в реализацию федерального проекта «Цифровая образовательная среда». В 2020 году 86 школ и 16 техникумов и колледжей Кузбасса по этому проекту были оснащены комплектами цифрового оборудования. Всего за два года реализации проекта 127 школ и 24 техникума оснащены ноутбуками, принтерами и интерактивными досками. Теперь тысячи школьников и студентов региона занимаются на современной технике.


Также в прошлом году мы провели работу по подключению 51 образовательной организации к высокоскоростному интернету. Для городской местности установлена скорость не менее 100 Мб/с, для сельской – не менее 50 Мб/с. В этом году мы продолжим работу, выполним поручение президента России Владимира Путина и подключим все школы региона.  


В прошлом году в Новокузнецке открылся «IT-куб». Расскажите о его работе.


Да, еще одним итогом реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» можно назвать создание уникального центра развития IT-компетенций для школьников «IT-куб». Он работает на базе центра технического творчества «Меридиан» в городе Новокузнецке. На оснащение центра выделено 13,2 миллиона рублей: 12,8 миллиона рублей поступило из федерального бюджета и еще 397 тысяч рублей – из областного.


Теперь ежегодно 400 юных кузбассовцев смогут проходить обучение в этом центре. Воспитанники «IT-куба» изучают программирование, интернет-технологии и робототехнику, а также работают с технологиями виртуальной и дополненной реальности. Для развития одаренных школьников в центре оборудованы шесть профильных «кубов»: «Программирование роботов», «Мобильные разработки», «Основы программирования на языке Java», «Программирование на языке Python», «Виртуальная реальность и дополненная реальность», «Системное администрирование».


Они оснащены современными компьютерами, 3D-принтерами, очками виртуальной реальности и др. Также в центре располагаются коворкинг-пространство, лекторий и шахматная гостиная. Кроме образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, планируются активные формы работы: воркшопы, мозговые штурмы, деловые игры, STEM-игры, инженерные квесты и др. Центр занимается организацией и проведением конкурсов, олимпиад, соревнований, чемпионатов, хакатонов, а также фестивалей по конструированию, моделированию, робототехнике и программированию.


Открытие «Кванториумов» – еще одно направление национального проекта «Образование». Расскажите о детских технопарках Кемеровской области.


Школьники из малых городов и сельской местности Кузбасса также получают качественное  дополнительное техническое образование благодаря тому, что в Кузбассе работают уже два мобильных детских технопарка «Кванториум-42». В 2019 году начал работу первый мобильный детский технопарк, в 2020 году – второй. Один курсирует по югу области, другой – по северу. На каждой территории передвижные детские технопарки проводят по неделе и приезжают каждые три месяца. Одномоментно в первом мобильном детском технопарке могут обучаться 50 школьников: восемь человек в мобильном классе, 42 – на базе школы; во втором – 56 школьников: из них 14 – в мобильном классе, 42 – на базе школы. В интервалах между приездами наставники дистанционно занимаются с ребятами, разрабатывают с ними проекты.


Продолжают работу и два стационарных детских технопарка «Кванториум-42» в Кемерове и Новокузнецке. Уже видны результаты работы наших детских технопарков. На VIII Национальном чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в 2020 году, который проходил в Кузбассе, семь воспитанников кемеровского «Кванториума-42» стали победителями чемпионата. Двое взяли золото в компетенции «Геодезия», еще двое в этой же компетенции стали серебряными призерами. Трое ребят награждены медальонами «За профессионализм» в компетенциях «Мобильная робототехника» и «Разработка мобильных приложений».


Доступно ли обучение в «Кванториумах» детям с ограниченными возможностями здоровья?


Да, в «Кванториумах» занимаются и дети с ограниченными возможностями здоровья. В автомобилях есть специальные автоматические подъемники для маломобильных граждан. В прошлом году обучение прошли шесть ребят с ограниченными возможностями здоровья.


Также в 2020 году наши «Кванториумы» впервые начали работу с детьми-сиротами. Педагоги мобильного детского технопарка провели занятия с воспитанниками Таловского детского дома Яшкинского муниципального округа. 30 ребят познакомились с основами виртуальной реальности, 3D-моделированием, промышленным дизайном и аддитивными технологиями, изучили устройство квадрокоптера и попробовали им управлять.


Софья Юрьевна, школа будущего – какая она, на ваш взгляд?


Школа будущего – это, прежде всего, школа, которая раскрывает возможности каждого ребенка, помогает ему понять, кем он хочет стать, что ему нравится. Школьник получает максимальный набор знаний, инструментов, навыков и, выпускаясь, умеет ими пользоваться.


В настоящее время система образования России, и Кузбасса в частности, делает большие шаги на пути к этому. На  создание максимальных комфортных условий развития обучающихся как раз направлен и национальный проект «Образование».


Вы могли заметить, что у нас происходит интеграция общего и дополнительного образования: «Точка роста» – это же центры дополнительного образования детей, которые работают на базе школ. «Кванториумы» после внесенных изменений в нацпроект «Образование» тоже будут работать при школах.


Цель одна – формирование у школьников ключевых навыков XXI века, развитие личностного потенциала детей. Об этом говорил и министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Дополнительное образование должно быть тесно связано с общим, только в этом случае все наши дети будут получать качественное школьное образование.


Как вы считаете, цифровые образовательные инструменты могут помочь учителю и ученику? Могут ли они усилить работу традиционной школы?


Временный вынужденный переход на дистанционное обучение в прошлом году показал, что традиционное обучение невозможно заменить. Вместе с тем стало понятно, что цифровые образовательные инструменты могут дополнить привычный нам формат обучения, сделать его еще интереснее и современнее.


Например, различные образовательные платформы позволяют расширить возможности образования, подобрать индивидуальные задания с учетом особенностей ребенка.


Школы Кузбасса активно работают с цифровой платформой персонализированного образования для школы от Сбербанка. Также школы Кузбасса работают на платформе «Открытая школа 2035» – это российская образовательная онлайн-платформа для интерактивного обучения на всех уровнях общего образования.


Интерактивные образовательные форматы онлайн представлены в разных форматах: готовые уроки, видеоролики, тренажеры, тесты, интерактивные задания, индивидуальные задания.


Проект обладает рядом преимуществ: позволяет учителям сделать работу в классе интересней и эффективней; обеспечивает доступность обучения в любое время в любом месте. Предлагается несколько моделей использования платформы: в компьютерном классе с использованием мобильных классов или личных гаджетов учеников; самостоятельное изучение с использованием виртуальных симуляторов, разноуровневых материалов; «перевернутый» класс – обучение на дому и закрепление материала на уроках в форме исследований и игр; смена рабочих зон и сочетание традиционных подходов при изучении нового материала и технологий электронного обучения. Специально для Кузбасса разработан оригинальный пакет «Открытая школа 2035». Он включает более 5 тысяч обучающих тематических анимационных роликов, которые охватывают семь предметов; интерактивный ЕГЭ-тренажер в виде игры; интерактивные тесты и задачи; повышение квалификации учителей (онлайн и очно); техническую поддержку; создание ресурсного центра в регионе и др.


Мы не ограничиваем учителей в выборе образовательных ресурсов: каждый работает с той платформой, которая более удобна, нравится. Только в этом случае образовательный процесс действительно будет выстроен грамотно.


А можно ли привести пример, как цифровые сервисы помогают системе образования?


Цифровые сервисы могут помочь снизить нагрузку на учителей. В настоящее время мы как раз работаем над этим. У нас есть региональная платформа «Электронная школа 2.0», которой пользуются все школьники, родители и педагоги Кузбасса. Сейчас мы настраиваем работу сервиса так, чтобы в базе хранилось максимальное количество данных и мы могли выгружать их самостоятельно в любое время, не запрашивая никакой информации в муниципалитетах.


Расширились и границы наших мероприятий. Если раньше в традиционных педсоветах и съездах директоров школ участвовало максимум 700 человек, именно столько вмещал зал, то в 2020 году – порядка 7–10 тысяч. Все желающие могли подключиться онлайн и выбрать интересных спикеров и мероприятия.


Цифровая образовательная среда дает нам уникальную возможность собирать всю информацию об организации учебного процесса, о событиях, в которых участвуют педагоги, для дальнейшего анализа и принятия верных управленческих решений. Многие понимают цифровую образовательную среду только как использование компьютеров на уроке информатики, и все, но на самом деле это возможность выстраивания индивидуальных траекторий развития детей и взрослых.


Проект «Цифровая образовательная среда» реализуется под эгидой Минпросвещения России, его внедрение позволит оснастить образовательные организации материально-технической базой и информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, предоставить им доступ к высокоскоростному интернету. Педагоги и учащиеся получат доступ к платформе ЦОС, включающей информационные системы, цифровые сервисы и ресурсы для обучения, оценивания успеваемости, автоматизации процессов.


Оператор проекта – Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования.


 


Публикация подготовлена пресс-службой ФИЦТО


 

Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Смотрите также
из категории "Образование"
a94c50f4

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации