Эксперты онлайн-программы «Образовательная среда» обсудили перспективы летней кампании 2020 года - «Образование»
8 июля состоялся очередной эфир еженедельной онлайн-программы «Образовательная среда». Эксперты обсудили проблемы и перспективы организации отдыха и развития школьников во время летних каникул.
Исполняющий обязанности директора Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Леонид Проценко информировал, что с 1 июля различными формами детского отдыха были охвачены более 20 тысяч детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, большинство из них отдохнули в лагерях дневного пребывания и стационарных лагерях.
«Цифры говорят о том, что регионы или муниципалитеты, которые запустили лагеря, исполняют социальные обязательства, и это очень хорошо, потому что дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – это категория, требующая особого внимания», – сообщил он. И.о. руководителя Центра обратил внимание на то, что в существующей эпидемиологической обстановке детские лагеря находятся «в режиме ожидания», вопрос об их открытии принимают оперативные штабы регионов. При этом родители должны обращать особое внимание на то, чтобы выбранный ими лагерь входил в реестр организаций детского отдыха и оздоровления, а также уточнять ситуацию в регионе с учетом ограничительных мероприятий. «Уже были ситуации, когда группы детей возвращали из аэропортов», – отметил Леонид Проценко.
Он также считает, что в течение летних месяцев должна быть обеспечена занятость ребенка, и этим вопросом занимаются профессионалы: они создают наборы заданий, которые дети могут выполнять как дома, так и на даче, самостоятельно или с родителями, при этом они не вовлечены в «безграничный онлайн».
«Обеспечивая летнюю кампанию, мы работаем в правовом поле, четко соблюдая СанПиНы, где все прописано», – уточнил он.
Министр образования и науки Алтайского края Максим Костенко сообщил, что в регионе с 1 августа планируется открыть 56 детских оздоровительных лагерей из 66 существующих. Вместе с тем уже с начала летних каникул в Алтайском крае реализуются программы для школьников. Так, с 1 июня совместно со студентами педагогических колледжей и педагогических вузов активно развиваются два направления – «Дворовый инструктор-тренер» и «Дворовый инструктор-вожатый». По согласованию с Роспотребнадзором открылись школьные стадионы, и за полтора месяца почти 40 тысяч детей были охвачены этими формами отдыха. Также в регионе запущен проект «Умные каникулы», ориентированный на систему дополнительного образования.
Еще про один вариант работы с детьми – онлайн-смены, рассказала президент Ассоциации организаторов отдыха и оздоровления населения Тюменской области «Мы вместе», генеральный директор АНО ОДООЦ «Ребячья республика» Лариса Шилова.
«Пандемия открыла пути для онлайн-смен, для написания новых программ. Все направления деятельности, работы с детьми – как онлайн, так и вживую – имеют место быть, они должны развиваться, не мешая, а помогая друг другу. Тогда каждый найдет себе занятие по душе», – считает она.
Лариса Шилова также обратила внимание на то, что каждый регион нацелен на создание как можно более комфортных условий для детского отдыха. Для того чтобы у родителей был выбор, куда отправить ребенка, в регионах идет активная работа с департаментами социального развития, образования, спорта, молодежи, дополнительного образования.
Заместитель директора по образовательной работе, управлению персоналом и связям с общественностью ВДЦ «Орленок» Людмила Спирина рассказала об опыте Всероссийского детского центра в организации онлайн-мероприятий во время карантина. Она напомнила, что в этот период команда «Орленка» проводила конкурсы, творческие встречи, создавала дискуссионные площадки и много других дистанционных активностей. При этом, по ее мнению, такая форма работы – это исключительно вынужденная мера, обусловленная эпидемиологической ситуацией.
«Сегодня много споров ведется вокруг онлайн-воспитания и онлайн-обучения. Я считаю, что эта тема еще не достаточно изучена для окончательных выводов. Мы не знаем, как такая форма воздействует на детей, на их психологическое, физическое состояние. Очень трудно отследить эффект последействия. Именно поэтому использовать форму онлайн-лагеря стоит только как вынужденную меру», – подчеркнула Людмила Спирина.
Все эксперты программы «Образовательная среда» сошлись во мнении, что даже самые лучшие онлайн-лагеря не заменят живого общения в специально организованной детской среде.
Подвел итоги дискуссии обозреватель ИД «Комсомольская правда», заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании Александр Милкус.
«Сейчас некоторые лагеря, организации дополнительного образования стали проводить онлайн-смены. Нужно понимать: не от хорошей жизни – вся система образования из-за пандемии работает в форс-мажорном режиме. Но ошибка считать, что онлайн-смены как обучение в дистанционной форме в течение четвертой четверти – это просиживать за компьютером с утра до вечера. Онлайн-смены предполагают проектную работу, когда ребята делают какую-то работу, например занимаются краеведением, исследуют историю родного города под руководством опытного наставника. Они получают задания по интернету, отчитываются, но саму работу проводят не за монитором. Думаю, если бы таких лагерей не было, ребята бы дольше просиживали перед экраном, что уже нехорошо. Только они бы играли или бродили по соцсетям вместо того, чтобы заниматься созидательным делом. В общем, сегодня должны быть задействованы все ресурсы, чтобы занять ребят на каникулах, увлечь чем-то, оздоровить. И это во многом усилиями местных органов власти, энтузиастов, специалистов по организации детского отдыха делается».
«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием. Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».