Персонализированное обучение: как перезагрузить образовательный процесс - «Образование»
Lori
Мотивация – один из самых главных двигателей образовательного процесса для ребенка. Она позволяет перезагрузить существующие ресурсы и сделать учебу интересной, комфортной и эффективной.
Одно из таких решений – персонализированное обучение. О таком формате работы рассказывают преподаватели екатеринбургской гимназии № 210 «Корифей» – руководитель проекта «Персонализированное образование» Лариса Старцева и руководитель проекта «Факторы успеха» Артем Мамылин.
По их мнению, персонализированное обучение направлено на результат каждого ребенка, а не на затраты времени педагога и темы, формально пройденные классом. Такой подход дает ученику право выбора уровня изучения предмета, темпа освоения материала, форм изучения (самостоятельно, при помощи учителя), учит ставить цели, находить пути достижения, анализировать полученный результат. Таким образом, обучение идет от ученика, от его запросов, интересов, и результат обучения становится более осознанным.
Это дает возможность увидеть продвижение каждого участника образовательного процесса, получить оперативную обратную связь, при необходимости может корректировать свою работу, и при этом у учащихся нет чувства страха оттого, что что-то сделано неверно. Он знает, что педагог подскажет, поможет. Для этого есть удобный инструмент – платформа Empower. Она содержит необходимые ресурсы (шкалы, задания, средства диагностики и пр.) для реализации учебных целей на любом уровне с учетом индивидуальных запросов ученика и организации совместной деятельности, а также аналитические и управленческие инструменты для мониторинга и оценки качества образования его субъектами (учениками, родителями, педагогами, администрацией). У педагога есть возможность создавать плей-листы уроков, учитывая особенности класса в целом и в отдельности каждого ученика. Платформа поддерживает все популярные сервисы, легко позволяет загрузить видео- и аудиофайлы. В плей-листах пошагово описано, что необходимо сделать для достижения того или иного уровня. Это очень удобно для детей, готовых самостоятельно идти вперед, а также для тех, кто пропустил уроки из-за болезни или каких-либо соревнований. И для медлительных учеников, не успевающих за общим темпом класса: они не выключаются из процесса, а движутся в своем темпе по заданной траектории.
У родителей также есть доступ к платформе. Они не исключены из учебного процесса. Если раньше в электронном журнале они видели только отметки, иногда даже не зная, за что их поставили, то сейчас процесс обучения стал для родителей более открытым и прозрачным. Им доступен весь пошаговый плей-лист урока, известно, что и на каком уровне должен освоить ученик в рамках каждой темы. И могут легко сами оценить достижения своего ребенка – нет необходимости в отметке педагога. В своем личном кабинете родители видят не колонки отметок, а уровни освоения темы, которые выделяются цветом.
Ученики понимают, как достижения связаны с начальной точкой обучения. Система оценивания принципиально отличается от привычной. Во время учебного процесса ребенок тренируется, консультируется, исправляет свои ошибки, а отметка ставится только за контрольное мероприятие в конце модулей.
В модели персонализированного обучения полностью трансформируется урок, меняется роль учителя: он становится тьютором, фасилитатором. Перезагрузить урок и повысить учебную мотивацию современных детей не так-то просто. Для этого требуется немало усилий и времени. Подробнее об этой методике и об опыте реализации проекта по персонализации образования в екатеринбургской гимназии «Корифей» читайте в журнале «Вестник образования».