Sina (Китай): почему все любят российский шоколад? - «Общество»
Как «Аленка» стала мировым брендом
В начале 1960-х годов советским кондитерским фабрикам была поставлена задача создать вкусные и недорогие конфеты из молочного шоколада. В то время внутри страны был распространен в основном горький шоколад, который содержал большое количество какао-бобов, полезных для организма, но не был таким уж вкусным. Сотрудники московского завода «Красный Октябрь» первыми разработали рецептуру и назвали конфеты «Аленкой». Это название пошло от имени Елена — самого популярного женского имени на тот момент в Советском Союзе. Фотография маленькой девочки на обертке конфет была выбрана на конкурсной основе. Победил снимок 8-летней дочери фотографа, работавшего в московской газете. В 1966 году фабрика «Красный Октябрь» выпустила первую партию молочного шоколада в плитках по 100 грамм в яркой упаковке. Вскоре «Аленка» превратилась не только в любимое угощение советских детей, но и в популярный бренд шоколада, известный как внутри страны, так и за рубежом.
Во время Олимпийских игр 2008 года в Пекине китайцы впервые познакомились с шоколадом «Аленка». По словам Владимира Татарчука, заместителя руководителя экспортного отдела холдинга «Объединенные кондитеры», через четыре года после проведения Олимпиады в Пекине именно с «Аленки» холдинг начал экспортировать собственную продукцию в Китай. Завод «Красный Октябрь» также входит в эту группу компаний.
Он заявил: «Наши кондитерские изделия поставляются во все провинции Китая. В 2018 году холдинг учредил торговое представительство в Шанхае. Теперь наша продукция представлена в крупных интернет-магазинах, таких как Lawson, FamilyMart, Lotus, RT-Mart, Auchan, Wumart, Shizu, Linji, Today и другие. Мы продаем наши товары как офлайн, так и онлайн. Помимо шоколада „Аленка", на китайском рынке также стремительно растет спрос на печенье, яичные рулеты, бисквитные рулеты и карамель этой торговой марки. Кроме того, есть спрос на печенье, рулеты и карамель марки „Коровка". На экспорт поставляются не только традиционные кондитерские изделия, но и новинки, созданные специально для китайских потребителей. Например, китайцы очень любят бисквитные рулеты „Аленка" со вкусом зеленого чая, которые в России не продаются».
Вячеслав Лашманкин, исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности «АСКОНД» отметил, что российские кондитерские фабрики не только адаптированы к потребностям стран-импортеров, но и ориентируются на разные регионы.
Он сказал: «Вкусовые предпочтения разных провинций Китая сильно различаются. Например, в северном регионе потребителям нравится шоколад с более высоким содержанием сахара, а жители юга, как правило, не любят, когда он слишком сладкий. В зависимости от спроса на рынке продаж мы запускаем разные продукты и даже меняем упаковку. К примеру, китайцы любят дарить сладости на праздники или семейные торжества. Мы выпускаем продукты, которые не только приятны на вкус, но и имеют яркую упаковку, которую нелегко повредить при перевозке. Российские производители учитывают эти характеристики, потому что считают, что китайский рынок — это самый многообещающий из рынков сбыта».
Китай — второй по величине импортер российского шоколада
Объемы экспорта российских сладостей уже вернулись к допандемийному уровню. Более того, в настоящее время быстро увеличиваются объемы поставок шоколада в Китай и страны Ближнего Востока. Вячеслав Лашманкин сравнил два набора данных: в 2015 году в Китай было продано 7000 тонн шоколадных конфет, а в 2020 году этот показатель вырос до 64 тысяч тонн. Таким образом, за 5 лет спрос вырос почти в 9 раз. По данным российской Ассоциации предприятий кондитерской промышленности, в настоящее время Россия экспортирует шоколадные изделия в 94 страны на всех континентах, а Китай — основной покупатель. Директор «АСКОНД» подчеркнул: «Для нас Китай является очень важным импортером. По итогам прошлого года он — второй по величине импортер российского шоколада после Казахстана: экспорт в Китай оценивается в 132,6 миллиона долларов. Согласно имеющимся данным, с первого полугодия этого года показатели должны превысить прошлогодние. В настоящее время около 80% российских производителей экспортируют шоколад и шоколадные изделия в Китай. Не только флагманские производители, такие как «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот Фронт» и «Акконд», но и малые и средние кондитерские предприятия из различных регионов России. Это очень хорошая тенденция. Мы очень рады, что вкус российского шоколада с более чем 200-летней историей и производственным опытом так хорошо принимается китайскими потребителями. Наши товары не только высокого качества, но и по цене намного ниже, чем у известных европейских брендов».
Швейцария, Бельгия, Италия и Германия являются основными странами по производству и потреблению шоколада. Среднегодовое потребление на одного жителя этих стран составляет 10 кг. Россияне едят меньше шоколада — около 6 килограммов. Но даже в этом случае это в 30 раз превышает потребление шоколада в Китае. По данным нынешней статистики, в Китае на душу населения потребление шоколада составляет всего 200 грамм. Но Поднебесная быстро меняется, и число людей среднего класса увеличивается. Они склонны питаться здоровой пищей и стараются разнообразить свой стол с помощью полезных, но дорогих продуктов из западных стран. По словам Вячеслава Лашманкина, потребление шоколада в Китае претерпевает переход от количества к качеству. Абсолютный показатель потребления конфет в Китае снижается, но расходы на них увеличиваются. Это означает, что китайские потребители выбирают все более дорогие продукты.
Эти продукты содержат натуральные ингредиенты и продаются в красивой упаковке. Лашманкин отметил, что у российских производителей шоколада в этом плане есть очевидные преимущества.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и будьте в курсе важнейших событий дня.