Количество контрольных и проверочных работ в школах будет регламентировано - «Образование»
Фото: PressFoto
Межведомственная рабочая группа по рассмотрению вопроса об оптимизации количества проводимых в школах проверочных и иных диагностических работ до августа проанализирует практику проведения мониторингов знаний в школах и выработает общие рекомендации с учетом мнений экспертов, учителей и родительского сообщества. До начала нового учебного года эти рекомендации должны быть доведены до всех регионов и школ, сообщил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев в ходе первого заседания рабочей группы.
Он отметил, что, помимо контрольных работ по каждому предмету, которые готовит учитель, в школах проводятся муниципальные и региональные работы, а также существует практика «натаскивания» обучающихся к всероссийским проверочным работам (ВПР), из-за которой учителя по своей инициативе перед ВПР проводят по несколько тренировочных работ.
«В ряде школ очень много часов тратится именно на оценку, в то время как эти часы должны были быть потрачены на изучение новых тем и закрепление пройденного материала, на работу с отстающими школьниками. В итоге фактически в таких школах возникает ситуация, когда ответственность перекладывается: ученики и их родители остаются один на один с теми проблемами, которые у них возникают при изучении определенных предметов, и вынуждены решать эти проблемы самостоятельно. Этого не должно быть, и именно поэтому рабочая группа займется изучением ситуации. Мы предлагаем дать общие рекомендации, чтобы количество этих контрольных не зашкаливало», – заявил Анзор Музаев.
Он также напомнил, что проблему количества контрольных и проверочных работ нужно проанализировать всесторонне: как их проведение влияет на качество подготовки школьников, сколько контрольных приемлемо в том или ином возрасте с точки зрения физиологии и как эта нагрузка может сказаться на здоровье ребенка, на психологической атмосфере в семье и школе.
Руководитель Рособрнадзора также отметил, что порой происходит подмена понятий, когда учителя декларируют различные контрольные работы как ВПР и ими пугают школьников и родителей. Что касается ВПР, то они нужны, прежде всего, для мониторинга уровня подготовки учащихся и выявления возможных пробелов, а также для определения тех школ, которым необходимо оказать методическую поддержку.
Учителя не должны воспринимать ВПР как оценку своей работы и уделять чрезмерное внимание подготовке к ним.
«По итогам ВПР, региональных и муниципальных контрольных не должны приниматься решения о наказаниях, лишении премий, чтобы учителя не относились к ним с опаской», – подчеркнул Анзор Музаев.
Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения РФ Евгений Семченко высказал мнение о том, что необходимо минимизировать число контрольных работ, проводимых на региональном и муниципальном уровнях. Также, по его словам, выбор предметов для проведения ВПР в том или ином классе можно осуществлять случайным образом накануне их проведения, чтобы школы занимались обучением по всем предметам в течение учебного года, а не подготовкой учащихся к ВПР.
В ходе обсуждения были высказаны предложения о том, что необходимо более равномерно распределить проведение ВПР в течение учебного года или проводить их осенью как входной мониторинг знаний учащихся при начале обучения в следующем классе. Также участники рабочей группы обсудили, насколько целесообразно использовать результаты ВПР при выставлении итоговых оценок. Руководители региональных органов управления образованием поделились информацией о практике проведения контрольных работ в своих регионах и результатах опросов учителей и директоров школ об их отношении к контрольным и проверочным работам.