Сингапурские школьники сами смогут выбирать «сложность» каждого предмета - «Образование»
Фото: Channel NewsAsia
Министерство образования Сингапура введет предметно-ориентированное обучение для средней и старшей школы к 2024 году.
Нововведения предоставят учащимся выбирать уровень изучения каждого предмета основной программы. Всего таких уровней будет три.
По мнению ведомства, реформа поможет раскрыть потенциал школьников: «Мы хотим, чтобы учащиеся извлекли максимальную пользу от дифференцированной учебной программы, а непреднамеренная стандартизация должна быть сведена к минимуму», – говорится на сайте Министерства образования Сингапура. Ранее учеников делили на классы в зависимости от их успеваемости – результатов национальных выпускных экзаменах после окончания начальной школы. 12-летние дети попадали в «Экспресс» класс, «Средний академический» и «Средний технический» класс. Такое разделение использовалось школами несколько десятилетий.
По мнению Министра образования Сингапура Онг Е Кунга (Ong Ye Kung), прошлая концепция деления учащихся на классы была ориентирована на общий уровень их способностей. Тогда предполагалось, что каждый ребенок нуждается в определенном темпе обучения и он един для каждой дисциплины. Но опасность такого подхода заключается в том, что дети из «слабого» класса могут развить в себе чувство неполноценности, потеряют уверенность в себе, не будут стараться сделать «сверх» того, что от них требует программа.
«Стандарты и клише повсюду, мы все делим на категории. Хотим ли мы создать стену между разными людьми – зависит только от нас самих, от общества», – считает глава ведомства. – После введения предметно-ориентированное обучение «у нас больше не будет рыб, плавающих по трем отдельным ручьям, но лишь по одной широкой реке, где у каждой рыбы свой собственный путь».
На данный момент концепция предметно-ориентированного обучения детей применяется для четырех предметов – английского языка, родного языка, математики и естествознания. Постепенно выбор уровня изучаемой дисциплины станет возможным по таким предметам, как география, история и литература. К 2024 году каждый ученик сможет учиться по программе, подобранной в соответствие с его сильными сторонами. Это поможет выстроить учебный план в интересах ученика. Более того, школьники получат возможность общаться с большим количеством сверстников, что будет способствовать социализации детей.
По мнению экспертов, необходимо также провести разъяснительную работу с родителями школьников и донести до них мысль о том, что детям теперь не обязательно зубрить каждый предмет на одинаково высоком уровне сложности, чтобы учиться в «хорошем» классе. Ведь у каждого ребенка свои наклонности и интересы.
Концепция предметно-ориентированного обучения пройдет апробацию в отдельных школах в 2020 году и будет постепенно внедряться в средних школах к 2024 году. С 2024 года учащиеся средней школы будут получать единый национальный сертификат, который отражает уровень изучения каждого предмета. Новая национальная система экзаменов и сертификации вступит в силу с 2027 года во всех школах Сингапура.
Отметим, система образования Сингапура считается одной из сильнейших в мире. Сингапурские школьники показывают самые высокие результаты в международных тестированиях. В частности, в рейтинге PISA-2015 (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, оценивает математическую, естественнонаучную и читательскую грамотность школьников пятнадцати лет) Сингапур занял 1 место.
По данным Минпросвещения России, в российской системе образования учебным планом основной образовательной программы предусмотрено две части: обязательная и вариативная. В вариативной части учебного плана школа по своему усмотрению, с учетом интересов и запросов обучающихся, может усилить преподавание тех или иных учебных предметов, ввести факультативные и элективные учебные предметы и курсы в зависимости от специфики образовательной организации, ее кадровых и иных возможностей.