Министр образования Сингапура назвал ключевые факторы успешного развития системы образования будущего - «Образование»
Фото: Фотобанк Лори
Министр образования Сингапура Онг Е Кунг выступил на конференции Института Ближнего Востока в ОАЭ. Он посвятил свою речь главным факторам развития образования будущего.
По мнению министра, существует три универсальных аспекта, важных для любой системы образования.
«Во-первых, система образования должна формировать у наших детей базовые навыки грамотности и счета. Это те самые умения, которые позволяют ребенку получить доступ к другим знаниям во многих областях. В наш век больших данных и быстрого технического прогресса такие фундаментальные навыки важны как никогда. Их необходимость определяет и тот факт, что международное исследование PISA оценивает навыки чтения, математическую и естественно-научную грамотность учащихся из разных стран», – отметил министр.
Вторым важным фактором, считает министр образования Сингапура Онг Е Кунг, является педагог. Именно учителя находятся на передовой образовательного процесса и играют гораздо большую роль, чем качество учебной программы и инфраструктуры.
Для привлечения хороших учителей необходимо обеспечение конкурентоспособной заработной платы, пособий и системы подготовки квалифицированных кадров. Также важно, чтобы педагог осознавал свою миссию и призвание. Одна из особенностей сингапурской системы образования, отметил глава ведомства, заключается в том, что министерство образования централизованно набирает и готовит учителей для обеспечения последовательности и качества образования (образовательного процесса).
Самое главное, по мнению Онг Е Кунга, что общество должно ценить и уважать учителей, чему способствует азиатская культурная традиция. Хотя это не самая высокооплачиваемая профессия, многие считают ее важной, что предопределяет решение стать педагогом.
Третий фактор успеха – формирование системы образования, которая объединяет совершенно разных молодых людей. Это особенно актуально для национальных государств, созданных после эпохи колониализма, в состав которых входили люди из различных общин и племен. Процесс единения не происходит сам по себе, только потому, что дети учатся в одном классе и проводят время вместе, сказал министр. Он должен быть преднамеренным и включать важные политические решения.
«Будучи многорасовой, многоконфессиональной страной, мы обеспечили такую систему, в которой религия исключена из обязательной школьной программы и в то же время все учащиеся могут изучать свои родные языки, чтобы сохранить связь с этнической культурой», – уточнил министр образования Сингапура Онг Е Кунг.
В современном мире государства сталкиваются с рядом вызовов. Министр образования Сингапура Онг Е Кунг перечислил три глобальные проблемы.
Во-первых, те знания и навыки, которые мы приобретаем во время так называемого формального образования в школе, быстро устаревают и становятся неактуальными в будущем. В связи с этим процесс получения образования необходимо менять, считает министр.
Помимо формального образования в школах и других образовательных учреждениях, должен развиваться институт дополнительного образования: параллельно с формальным образованием молодежь должна получать дополнительные знания, навыки и опыт. Работа и образование взаимосвязаны, ведь некоторые ученики создают стартапы и становятся предпринимателями именно в школе, обратил внимание министр.
Концепция экономики, основанной на знаниях, также не означает, что приоритет должен отдаваться «информационному» образованию, так как в современном мире информацию можно легко найти с помощью интернета. «Навыки поиска информации уступают место способности преобразовывать знания в практичный результат – это то, что ценится на рынке труда и не может быть заменено компьютерами и роботами. В вопросах образования нам нужно переходить на модель «образование на протяжении всей жизни», основанную на навыках и опыте», – заключил Онг Е Кунг.
Во-вторых, система образования должна учитывать растущее влияние социальных сетей.
Социальные сети в корне меняют способ получения, потребления и передачи информации. Они также изменили тип взаимодействия между властями, профессиональным сообществом и гражданами, что влияет на социально-эмоциональное благополучие молодых пользователей. В современных реалиях необходимо прививать молодежи ценности, развивать мышление и навыки, необходимые для жизни в цифровом мире, мире с социальными сетями, подчеркнул министр.
Третий вызов для системы образования состоит в том, чтобы общество отказалось от глубоко укоренившегося, но все же устаревающего представления об успехе в системе образования, о том, что академические достижения и высшее образование являются единственным путем к успеху.
Сегодня работодателям нужны таланты, обладающие разнообразными навыками, которые в сочетании друг с другом могут приносить результаты. Поэтому академическая степень не будет единственным показателем успешности.
«Я подозреваю, что со временем реальный опыт, стажировки, наставничество могут стать более важными критериями. А по мере того как все больше молодых людей получают ученые степени, факт наличия ученой степени теряет значимость. Это основная причина, по которой страны, в которых большое количество студентов высших образовательных учреждений, часто испытывают высокий уровень безработицы среди выпускников», – заключил министр Онг Е Кунг.