В «Артеке» открыли «таинственный остров» науки - «Образование»
Фото: пресс-служба МДЦ "Артек"
В Международном детском центре «Артек» завершилась смена «Взгляд за горизонт», в которой приняли участие почти 2 тысячи детей. Тема первой смены года традиционно стала наука, в книгой – роман Жюля Верна «Таинственный остров».
«Мы хотели проследить основные пути, которыми шли до нас те, кого мы сегодня называем сегодня первооткрывателями земель и законов», – рассказывает руководитель смены Юрий Кравченко. – Мы хотим попробовать, чтобы научные открытия, к которым у Жюля Верна приобщились герои его книги, проделали бы и наши ребята: научились зажигать огонь, плавить железо, строить плоты, передавать информацию на расстояние, получать электричество и т.д. – как это делали герои Жюля Верна».
Он отметил также, что ребята познакомились как с историей изобретений, так и с достижениями современных ученых, лауреатами Нобелевской и других премий, работой молодых отечественных ученых в разных областях.
С лекциями перед артековцами выступали молодые ученые из ведущих вузов и НИИ страны: химик-технолог, флейворист, научный журналист Сергей Белков, директор Института химических реактивов и особо чистых химических веществ НИЦ «Курчатовский институт» Ольга Жданович, доцент кафедры «Горного оборудования, транспорта и машиностроения» Горного Института НТУ МИСиС Василий Зотов и другие.
Каждый лагерь у нас в этой смене стал научно-экспериментальной лабораторией со своей спецификой: химия, физика, медицина, прогрессивная ботаника, современная технология авиастроения, экспериментальные секции научно-художественной направленности (декоративная живопись, гончарное мастерство).
«8 февраля, в День Российской науки, у нас состоялся большой детский саммит научных работ, на котором артековцы ставили актуальные научные проблемы перед обществом и своими товарищами. На смену приехали ребята, которые уже имеют опыт такой работы, и есть ребята, которые никогда этим не занимались. Вот мы их вместе попробовали как-то соединить, чтобы заинтересовать – это наша главная задача – и показать, что вот есть, например 14-летний мальчик, он достиг уже успехов в международных конкурсах, а ты можешь также? Конечно, можешь! Это было общение детей в формате воркшопов, мастер-классов, TED-конференций, библиовстреч (мы их назвали «Лабы у дома»)», – отметил Юрий Кравченко.
Календарные даты также были соотнесены с темой смены. Так, например, отмечая праздник «День артековского мороженного», дети увидели, как может выглядеть молекулярное мороженое, узнали, из чего состоит мороженное с помощью молекулярной кухни. В День 75-летия полного снятия блокады г. Ленинграда артековцы познакомились с открытиями, которые были совершенны учеными в период блокады Ленинграда.
Специально к мероприятиям Года периодической системы химических элементов Дмитрия Менделеева в «Артеке» прошли Большие менделеевские чтения, показательные химические опыты и другие научно-популярные мероприятия.
Финалом смены стал детский саммит «Сделай свое открытие», где артековцы представили свои научные исследования и открытия, которые они совершили на «Таинственном острове – Артеке».
«Еще одна наша задача – сделать акцент на умение работать в команде: ведь современная наука строится на командных достижениях, время гениев-одиночек прошло. Каждая лаборатория была одной большой командой, работала над одной темой и именно по ней делала доклад. Мы хотим привлечь внимание детей именно к прикладным возможностям науки», – резюмировал Юрий Кравченко.