Межрегиональные центры компетенций: «кузница кадров» XXI века - «Образование»
Один из самых показательных трендов современной системы образования – новый статус СПО. Поступление в десятый класс давно перестало быть единственным вариантом для тех, кто всерьез задумывается о своей будущей карьере: колледжи и техникумы предлагают новые форматы обучения по самым востребованным и перспективным специальностям.
В государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 годы был определен топ-50 профессий и специальностей, приоритетных для экономики и развития промышленности. Это потребовало масштабного переосмысления существующей системы СПО: необходимо было разработать новые программы, провести их апробацию, поднять уровень преподавания и обновить техническую базу учебных заведений.
Именно для этого в России были созданы семь Межрегиональных центров компетенций, каждый из которых отвечает за определенное направление: Республика Татарстан – за информационные и коммуникационные технологии, Республика Чувашия развивает специализацию «Автомеханика, радиотехника и электроника», Московская область – за компетенции в области строительства, Свердловская область – «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов», Ульяновская область – обслуживание транспорта и логистики, Тюменская – за подготовку в области искусства, дизайна сферы услуг, Хабаровский край – «Машиностроение, управление сложными техническими системами, обработка материалов».
Центры создавались на базе действующих колледжей и техникумов – ведущих учебных заведений регионов и в настоящее время они являются флагманами системы СПО своих регионов.
Цифры и факты
С момента создания межрегиональных центров компетенций прошло совсем немного времени, но сегодня уже можно сделать выводы о том, что этот формат обучения специалистов является очень эффективным.
В 2018 г. была проведена экспертно-аналитическая оценка деятельности МЦК в семи регионах страны.
Исследование осуществляло ООО «Система Плюс» по заданию Министерства просвещения РФ.
Десять групп респондентов, в числе которых чиновники, руководители предприятий, педагоги, эксперты движения WorldSkills, студенты и выпускники межрегиональных центров, дали оценку работы МЦК.
77% руководителей предприятий-партнеров МЦК, 69,2% экспертов Воорлдскиллс считают их создание значимой инициативой для развития региона.
Возрождение престижа рабочих профессий стало одним из важных эффектов от создания МЦК – это отметили 70% представителей органов исполнительной власти и 87% партнеров и экспертов WorldSkills.
97% работодателей отметили практико-ориентированный подход к подготовке кадров и подчеркнули значимость МЦК для технологического развития промышленного центра экономики.
100% директоров межрегиональных центров компетенций, отмечают, что создание МЦК способствовало усилению интереса со стороны работодателей к деятельности профессиональной образовательной организации. МЦК удалось установить регулярные рабочие взаимоотношения с представителями отраслевых советов по профессиональным квалификациям.
В числе стратегических приоритетов федерального уровня, на обеспечение которых ориентирована деятельность МЦК, особое место занимает модернизация подготовки кадров по профессиям и специальностям СПО из перечня ТОП- 50 в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС СПО по ТОП- 50).
Одним из важных эффектов стало усиление интеграции МЦК с движением WorldSkills Россия.
Тренировочные полигоны всех МЦК активно используются для проведения тренировок, в том числе открытых с участием международных экспертов, участников региональных и национального чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), а также тренеров.
На базе полигонов проводятся региональные и отборочные чемпионаты Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), чемпионаты WorldSkills Hi-Tech, а также корпоративные чемпионаты.
Благодаря деятельности МЦК по повышению квалификации педагогических кадров обеспечивается продвижение современных методик и технологий подготовки кадров по профессиям и специальностям из перечня ТОП- 50 в практику массового обучения.
100% МЦК оказываю консультационную поддержку сотрудникам других ПОО своего и друг регионов по разработке новых образовательных программ, методических материалов и технологий обучения по профессиям и специальностям из перечня ТОП- 50.
В 70% МЦК проводится специальное обучение педагогических кадров ПОО с целью передачи эффективных образовательных технологий.
Таким образом, создание МЦК способствовало повышению инвестиционной и имиджевой привлекательности профессиональных образовательных организаций и системы СПО в целом. И, по мнению респондентов, количество таких центров в стране необходимо увеличивать и расширять в них количество направлений подготовки.