Инклюзивное высшее образование: проблемы, опыт и перспективы развития - «Образование»
ВятГУ
31 октября в ВятГУ, опорном вузе Кировской области, начал работу форум «Создание системы сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по реализации и развитию инклюзивного образования».
Форум, организованный при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ, проводится в целях обобщения практики развития инклюзивного высшего образования и выполнения межведомственного комплексного плана мероприятий по обеспечению доступного профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на 2016-2018 гг.
В форуме принимают участие более 200 человек – представители региональных органов исполнительной власти, общественных организаций, работодателей; ректоры и проректоры вузов, сотрудники ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Министр науки и высшего образования РФ Михаил Котюков направил приветствие участникам мероприятия. Он подчеркнул, что повышение доступности высшего образования для инвалидов является приоритетным направлением государственной политики в сфере высшего образования, а форум должен стать площадкой формирования межведомственного взаимодействия и социального партнерства по вопросам содействия получению высшего образования и дальнейшего трудоустройства инвалидов.
Директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки РФ Артемий Рожков отметил существенную позитивную динамику, наблюдаемую в последние годы в решении вопроса доступного высшего образования для инвалидов.
«Для нас важно, чтобы работа, связанная с обеспечением инклюзивного высшего образования, осуществлялась не императивно, а в рамках диалога с общественными организациями инвалидов, с экспертным сообществом. Форум является важной площадкой для такого диалога», - подчеркнул он.
В своем выступлении Артемий Рожков рассказал о стратегиях развития инклюзивного образования в России.
В настоящее время обучение лиц с инвалидностью осуществляют 564 образовательных организации – об этом сообщила координатор проекта по повышению доступности и качества высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов Департамента государственной политики в сфере высшего образования и молодежной политики Минобрнауки РФ Ольга Серебрянникова.
Она подробно остановилась на вопросе сопровождения деятельности образовательных организаций высшего образования по развитию инклюзивного образования и рассказала о работе сети ресурсных учебно-методических центров.
Выступление ректора ВятГУ Валентина Пугача было посвящено ценностям инклюзивного образования в современном мире. «Это важно, так как эффективность нашей совместной деятельности по обеспечению доступного высшего образования для инвалидов во многом определяется принятием всеми ее субъектами ценностей инклюзивного образования», - подчеркнул ректор опорного университета Кировской области.
В числе спикеров форума Мур Алан Томас, руководитель проекта «Образование в Дублине», Министерство образования и навыков (Ирландия), и Даниэль Матье, профессор практики Парижского института политических наук (Франция). Зарубежные гости поделились опытом организации инклюзивного образования в вузах Европы.
Во второй половине дня работа велась в формате дискуссионных площадок, где обсуждались проблемы взаимодействия вузов с образовательными организациями среднего общего и профессионального образования по содействию профориентации выпускников с инвалидностью, механизмы реализации образовательной деятельности в условиях инклюзивного высшего образования, специфика организации социально-психологического сопровождения лиц с инвалидностью, вопросы содействия их трудоустройству, опыт создания и развития доступной среды организаций высшего образования.