Равные возможности - детям - «Образование»
Фото: пресс-служба "Равные возможности - детям"
Депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина рассказала редакции портала "Российское образование" о проекте в области дополнительного образования.
Любовь Николаевна, расскажите, что послужило отправной точкой работы над проектом «Равные возможности - детям»?
Главная причина – это сложившиеся неравные условия доступа к кружкам и секциям. В апреле 2017 года ОНФ провел свой собственный мониторинг, были опрошены 22,5 тысячи родителей, учли 36 тысяч детей. Каждый третий ребенок в России оказался лишен возможности получать дополнительное образование. Чаще это было связано с отсутствием финансов и территориальной удаленностью. Только 29% детей получали дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18% детей занимались полностью платно.
В среднем дополнительное образование ребенка обходилось родителям в 2,6 тыс. руб. в месяц, двоих – около 3 тыс. руб. Расходы многодетных семей начинались от 6,5 тыс. руб. Для большинства семей это очень большие деньги.
Какие цели вы ставите в своем проекте?
Увеличить количество кружков, секций и образовательных программ, которые являются для российских семей бесплатными, одновременно повышая качество. Поэтому мы будем использовать все доступные нам инструменты - развитие образовательного волонтерства, организация мобильных образовательных программ для удаленных территорий, привлечение работодателей, вузов, колледжей. По каждому из этих направлений ведется серьезная работа.
С какой скоростью идет работа? Как увеличиваются цифры охвата ребят дополнительным образованием?
За полгода работы проекта 1500 активистов ОНФ открыли более 400 кружков и секций по всей стране. В них занимается почти 15 тысяч детей. Занятия абсолютно бесплатны и разнообразны - от народных игр до робототехники и прототипирования.
Мы ставим себе задачу охватить 1,5 млн детей, которые сегодня либо не занимаются нигде, потому что не имеют такой возможности, либо не посещают кружки, поскольку они не соответствуют их склонностям и интересам.
Наша задача - не только поддерживать, то что было достигнуто в ходе реализации проекта в прошлом году, но и наращивать темпы. Тем более, что повторный мониторинг доступности дополнительного образования показал, что доля платного дополнительного образования выросла.
В этом году мы продолжим открывать новые кружки и секции силами активистов ОНФ, волонтеров, научных организаций, вузов - их на очереди 700, а также содействовать развитию образовательного волонтерства, которое на сегодняшний день является одним из главных механизмов проекта.
Какова ситуация с педагогическими кадрами? Может, стоит провести какие-то реформы в сфере педагогического образования? Расширить какие-то программы? Специальности? В какой сфере недостаточно педагогов?
Ситуация с педагогами дополнительного образования далека от идеала. В тех сферах, где требуются высококвалифицированные кадры – детские технопарки, центры для одаренных детей, – их очень не хватает. Основная причина – отсутствует полноценная система подготовки таких специалистов. Для того, чтобы вести сложный инженерный проект со старшеклассниками, мало просто быть педагогом дополнительного образования. Это должен быть инженер с хорошей педагогической и методической подготовкой, разбирающийся в работе проектных команд, способный направлять ребят не только в разработке технического решения, программирования, 3D-моделирования, но и в вопросах возможности коммерциализации изделий. Ведь сегодня не каждое предприятие обладает таким оборудованием. Почему тогда не завершить обучающий цикл выводом на рынок собственной разработки?
Есть и другая проблема: в ряде регионов заработная плата педагогов дополнительного образования крайне низкая. Нередко можно слышать от очень увлеченных людей, что они уходили из этой сферы именно по этой причине.
У нас есть однозначная задача – повышать прозрачность финансирования дополнительного образования за счет персонифицированного финансирования, развивать конкуренцию по качеству программ.
Что касается в целом повышения качества подготовки педагогов, то это процесс, которому нужно уделять внимание постоянно. В работе волонтеров, например, мы находим немало приемов и методик, которые смело можно тиражировать и в дополнительное, и в общее образование, учить этому учителей.
Какие кружки/секции актуально развивать в современной России с вашей точки зрения? Может, всем стоит переключиться с бальных танцев на робототехнику?
Развития требуют те направления дополнительного образования, на которые есть запрос, с одной стороны, у родителей и детей, с другой – те, развитие которых важно с точки зрения реализации государственной политики. Они друг другу никак не противоречат, ведь ребенку нужно дать возможность попробовать себя во всех направлениях.
Как показал мониторинг ОНФ, на первом месте – кружки творческой направленности, в них выразили желание водить детей 46% родителей. Бесплатные спортивные секции хотели бы выбрать 30% опрошенных: 7,4% – плавание, 5,4% – волейбол, 4,3% – аэробику, 3,9% – гимнастику, 3,3% – футбол. За кружки технической направленности выступили 12% родителей: 6,5% – за робототехнику, 2,3% – компьютерные кружки, 1,8% – конструирование и макетирование. Такие приоритеты.
Может есть какие-то виды дополнительного образования, которые требуют дополнительного финансирования/ обеспечения техникой?
Безусловно, есть традиционно затратные направления дополнительного образования - автоспорт, 3D-моделирование, программирование, реабилитация. Но благодаря сетевому взаимодействию с оснащенными организациями и механизму образовательного волонтерства, которое Народный фронт в рамках проекта «Равные возможности — детям» завил как важное социальное явление, такие кружки начинают становиться абсолютно бесплатными для детей.
Кроме развития образовательного волонтерства, в ряде регионов создаются дополнительные возможности для развития полноценной инфраструктуры дополнительного образования. Речь идет о введении именных сертификатов на бесплатное посещение детьми развивающих занятий. Сертификат используют уже более 39 тысяч детей в 9 пилотных регионах России. В 2018 году их количество планируется увеличить до 20. Пятая часть родителей, которые уже пользуются сертификатом, отметили рост доступности дополнительного образования для своих детей: у 16% появились дополнительные средства за счет сертификата, еще 17,5% отметили появление новых интересных кружков и секций. Есть также федеральные и региональные программы обновления оборудования в организациях дополнительного образования, проекты создания опорных центров, технопарков, центров компетенций, на базе которых могут и должны реализовываться и программы дополнительного образования.
Насколько важную роль в жизни ребенка играет дополнительное образование? Может, в каких-то моментах это более качественные знания, чем школьные? Или такое сравнение невозможно?
Кружки и секции всегда были для ребенка пространством получения дополнительных творческих, трудовых или спортивных навыков вне школьной программы, по интересам. Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. Две трети родителей называют самым важным эффектом дополнительного образования максимальное развитие способностей ребенка (художественных, интеллектуальных, познавательных и т.д.). Второй по популярности ответ — возможности ребенка попробовать себя в разных сферах (64%). На третьем месте — физическое развитие (56%). Далее следуют новое пространство общения для ребенка; предпрофессиональные навыки — программирование, дизайн, обучение работе на современном оборудовании; углубление подготовки по школьным предметам, подготовки к поступлению в вуз или техникум; развитие навыков жизни в современном мире — уроки финансовой грамотности, основы выбора профессий.
Безусловно, по ряду направлений возможно получение знаний, которые в школе получить просто невозможно. Школьная программа ориентирована на группу учащихся, на класс: в дополнительном образовании появляется возможность реализации фантазии каждого.
Какие особенности проекта для детей с ОВЗ? Какая сейчас ситуация с вовлеченностью детей с ОВЗ в дополнительное образование?
Открытию кружков для детей-инвалидов и детей с ОВЗ мы уделяем особое внимание, поскольку проблема доступности дополнительного образования для них по-прежнему стоит остро. В общей сложности 3% детей, охваченных нашими мониторингами, не могут получать дополнительное образование из-за проблем со здоровьем: доступная среда необходима 64% из них, индивидуальный педагог – 43%, изменение общественного мнения – 35%, новые технологии / специальное оборудование – 15%.
Сегодня для особых детей в рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» открыто более 40 кружков. Так, в Хабаровске на базе школы-интерната № 2 работает секция по мини-футболу для слабовидящих воспитанников. В Кургане - кружок танцевальной реабилитации — его участниками стали около 20 детей, в том числе инвалиды. В Калужской области открылся кружок «Биогеошкола» с дистанционным обучением детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В некоторых кружках создаются инклюзивные группы.
Мы и дальше будем прилагать все усилия, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в разных сферах, получить основы выбора профессий, создать для себя новое пространство общения. Никаких препятствий для этого не должно быть - ни материальных, ни территориальных, ни связанных со здоровьем.