Равные возможности - детям - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Равные возможности - детям - «Образование»
Равные возможности - детям - «Образование»
Фото: пресс-служба "Равные возможности - детям" Депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина рассказала редакции портала


Равные возможности - детям - «Образование»

Фото: пресс-служба "Равные возможности - детям"


Депутат Государственной Думы, руководитель рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям» Любовь Духанина рассказала редакции портала "Российское образование" о проекте в области дополнительного образования.


Любовь Николаевна, расскажите, что послужило отправной точкой работы над проектом «Равные возможности - детям»? 


Главная причина – это сложившиеся неравные условия доступа к кружкам и секциям. В апреле 2017 года ОНФ провел свой собственный мониторинг, были опрошены 22,5 тысячи родителей, учли 36 тысяч детей. Каждый третий ребенок в России оказался лишен возможности получать дополнительное образование. Чаще это было связано с отсутствием финансов и территориальной удаленностью. Только 29% детей получали дополнительное образование полностью на бесплатной основе, причем некоторые из них посещают два, три, а иногда и четыре бесплатных кружка, в то время как 18% детей занимались полностью платно. 


В среднем дополнительное образование ребенка обходилось родителям в 2,6 тыс. руб. в месяц, двоих – около 3 тыс. руб. Расходы многодетных семей начинались от 6,5 тыс. руб. Для большинства семей это очень большие деньги.


Какие цели вы ставите в своем проекте?


Увеличить количество кружков, секций и образовательных программ, которые являются для российских семей бесплатными, одновременно повышая качество. Поэтому мы будем использовать все доступные нам инструменты - развитие образовательного волонтерства, организация мобильных образовательных программ для удаленных территорий, привлечение работодателей, вузов, колледжей. По каждому из этих направлений ведется серьезная работа. 


С какой скоростью идет работа? Как увеличиваются цифры охвата ребят дополнительным образованием?


За полгода работы проекта 1500 активистов ОНФ открыли более 400 кружков и секций по всей стране. В них занимается почти 15 тысяч детей. Занятия абсолютно бесплатны и разнообразны - от народных игр до робототехники и прототипирования. 


Мы ставим себе задачу охватить 1,5 млн детей, которые сегодня либо не занимаются нигде, потому что не имеют такой возможности, либо не посещают кружки, поскольку они не соответствуют их склонностям и интересам. 


Наша задача - не только поддерживать, то что было достигнуто в ходе реализации проекта в прошлом году, но и наращивать темпы. Тем более, что повторный мониторинг доступности дополнительного образования показал, что доля платного дополнительного образования выросла. 


В этом году мы продолжим открывать новые кружки и секции силами активистов ОНФ, волонтеров, научных организаций, вузов - их на очереди 700, а также содействовать развитию образовательного волонтерства, которое на сегодняшний день является одним из главных механизмов проекта.




Какова ситуация с педагогическими кадрами? Может, стоит провести какие-то реформы в сфере педагогического образования? Расширить какие-то программы? Специальности? В какой сфере недостаточно педагогов?


Ситуация с педагогами дополнительного образования далека от идеала. В тех сферах, где требуются высококвалифицированные кадры – детские технопарки, центры для одаренных детей, – их очень не хватает. Основная причина – отсутствует полноценная система подготовки таких специалистов. Для того, чтобы вести сложный инженерный проект со старшеклассниками, мало просто быть педагогом дополнительного образования. Это должен быть инженер с хорошей педагогической и методической подготовкой, разбирающийся в работе проектных команд, способный направлять ребят не только в разработке технического решения, программирования, 3D-моделирования, но и в вопросах возможности коммерциализации изделий. Ведь сегодня не каждое предприятие обладает таким оборудованием. Почему тогда не завершить обучающий цикл выводом на рынок собственной разработки? 


Есть и другая проблема: в ряде регионов заработная плата педагогов дополнительного образования крайне низкая. Нередко можно слышать от очень увлеченных людей, что они уходили из этой сферы именно по этой причине. 


У нас есть однозначная задача – повышать прозрачность финансирования дополнительного образования за счет персонифицированного финансирования, развивать конкуренцию по качеству программ. 


Что касается в целом повышения качества подготовки педагогов, то это процесс, которому нужно уделять внимание постоянно. В работе волонтеров, например, мы находим немало приемов и методик, которые смело можно тиражировать и в дополнительное, и в общее образование, учить этому учителей. 


Какие кружки/секции актуально развивать в современной России с вашей точки зрения? Может, всем стоит переключиться с бальных танцев на робототехнику?


Развития требуют те направления дополнительного образования, на которые есть запрос, с одной стороны, у родителей и детей, с другой – те, развитие которых важно с точки зрения реализации государственной политики. Они друг другу никак не противоречат, ведь ребенку нужно дать возможность попробовать себя во всех направлениях. 


Как показал мониторинг ОНФ, на первом месте – кружки творческой направленности, в них выразили желание водить детей 46% родителей. Бесплатные спортивные секции хотели бы выбрать 30% опрошенных: 7,4% – плавание, 5,4% – волейбол, 4,3% – аэробику, 3,9% – гимнастику, 3,3% – футбол. За кружки технической направленности выступили 12% родителей: 6,5% – за робототехнику, 2,3% – компьютерные кружки, 1,8% – конструирование и макетирование. Такие приоритеты. 


Может есть какие-то виды дополнительного образования, которые требуют дополнительного финансирования/ обеспечения техникой?


Безусловно, есть традиционно затратные направления дополнительного образования - автоспорт, 3D-моделирование, программирование, реабилитация. Но благодаря сетевому взаимодействию с оснащенными организациями и механизму образовательного волонтерства, которое Народный фронт в рамках проекта «Равные возможности — детям» завил как важное социальное явление, такие кружки начинают становиться абсолютно бесплатными для детей. 


Кроме развития образовательного волонтерства, в ряде регионов создаются дополнительные возможности для развития полноценной инфраструктуры дополнительного образования. Речь идет о введении именных сертификатов на бесплатное посещение детьми развивающих занятий. Сертификат используют уже более 39 тысяч детей в 9 пилотных регионах России. В 2018 году их количество планируется увеличить до 20. Пятая часть родителей, которые уже пользуются сертификатом, отметили рост доступности дополнительного образования для своих детей: у 16% появились дополнительные средства за счет сертификата, еще 17,5% отметили появление новых интересных кружков и секций. Есть также федеральные и региональные программы обновления оборудования в организациях дополнительного образования, проекты создания опорных центров, технопарков, центров компетенций, на базе которых могут и должны реализовываться и программы дополнительного образования. 




Насколько важную роль в жизни ребенка играет дополнительное образование? Может, в каких-то моментах это более качественные знания, чем школьные? Или такое сравнение невозможно?


Кружки и секции всегда были для ребенка пространством получения дополнительных творческих, трудовых или спортивных навыков вне школьной программы, по интересам.  Именно с кружками и секциями семьи связывают осознанный выбор будущего места учебы. Две трети родителей называют самым важным эффектом дополнительного образования максимальное развитие способностей ребенка (художественных, интеллектуальных, познавательных и т.д.). Второй по популярности ответ — возможности ребенка попробовать себя в разных сферах (64%). На третьем месте — физическое развитие (56%). Далее следуют новое пространство общения для ребенка; предпрофессиональные навыки — программирование, дизайн, обучение работе на современном оборудовании; углубление подготовки по школьным предметам, подготовки к поступлению в вуз или техникум; развитие навыков жизни в современном мире — уроки финансовой грамотности, основы выбора профессий. 


Безусловно, по ряду направлений возможно получение знаний, которые в школе получить просто невозможно. Школьная программа ориентирована на группу учащихся, на класс: в дополнительном образовании появляется возможность реализации фантазии каждого. 


Какие особенности проекта для детей с ОВЗ? Какая сейчас ситуация с вовлеченностью детей с ОВЗ в дополнительное образование?


Открытию кружков для детей-инвалидов и детей с ОВЗ мы уделяем особое внимание, поскольку проблема доступности дополнительного образования для них по-прежнему стоит остро. В общей сложности 3% детей, охваченных нашими мониторингами, не могут получать дополнительное образование из-за проблем со здоровьем: доступная среда необходима 64% из них, индивидуальный педагог – 43%, изменение общественного мнения – 35%, новые технологии / специальное оборудование – 15%.


Сегодня для особых детей в рамках проекта ОНФ «Равные возможности - детям» открыто более 40 кружков. Так, в Хабаровске на базе школы-интерната № 2 работает секция по мини-футболу для слабовидящих воспитанников. В Кургане - кружок танцевальной реабилитации — его участниками стали около 20 детей, в том числе инвалиды. В Калужской области открылся кружок «Биогеошкола» с дистанционным обучением детей с ОВЗ и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В некоторых кружках создаются инклюзивные группы. 


Мы и дальше будем прилагать все усилия, чтобы каждый ребенок мог попробовать себя в разных сферах, получить основы выбора профессий, создать для себя новое пространство общения. Никаких препятствий для этого не должно быть - ни материальных, ни территориальных, ни связанных со здоровьем.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика