Экосистема образования: «Артек» делится опытом - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Экосистема образования: «Артек» делится опытом - «Образование»
Экосистема образования: «Артек» делится опытом - «Образование»
Директор Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак рассказывает об уникальной экосистеме образования, которая создана и успешно реализуется в «Артеке». Алексей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о том, какие достижения «Артек» представит на ММСО в 2018 году. Тема ММСО этого года –


Экосистема образования: «Артек» делится опытом - «Образование»

Директор Международного детского центра «Артек» Алексей Каспржак рассказывает об уникальной экосистеме образования, которая создана и успешно реализуется в «Артеке».


Алексей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, о том, какие достижения «Артек» представит на ММСО в 2018 году.


Тема ММСО этого года – «Новая экосистема образования». На ММСО она декларируется как цель, а в «Артеке» она уже создана. Этому и будет посвящен наш стенд на выставке – он самый большой за все годы нашего участия – 180 кв. м. 200 педагогов, тематических партнеров, экспертов, артековцев и вожатых ежедневно будут рассказывать и показывать – что такое артековская экосистема образования. Мы начинали ее строить в качестве эксперимента. Теперь, убедившись в ее эффективности, масштабируем и предлагаем наш опыт коллегам.


А что такое экосистема образования, и какова она в «Артеке»?


Часто сталкиваюсь с тем, что рассуждения о системе образования касаются инфраструктуры, то есть зданий, педагогических кадров и стандартов. И все. Считается, что модернизация этих компонентов автоматически повысит качество образования. Но это не совсем так - наличия широкополосного интернета в сельских школах мало для нового качества и для того, чтобы там сложилась современная образовательная экосистема. Что же нужно? Прежде всего, развитая среда взаимодействия людей и технологий – именно это определяет содержание образования и, в конечном итоге, его облик.



В «Артеке» мы уделяем особое внимание взаимодействию участников образовательного процесса. Здесь мы избрали несколько направлений.



Первое - академическая мобильность педагогов и вожатых, причем не только географическая, но и междисциплинарная. Система отбора такова, что к нам по конкурсу приезжают лучшие специалисты со всей страны. Мы предъявляем к ним серьезные требования по части включенности в профессиональный диалог с российскими и зарубежными коллегами, способности выходить за рамки своего предмета. Как результат, многие занятия у нас проходят в формате сетевых образовательных модулей (СОМов) – они объединяют содержание целого комплекса дисциплин.


Педагоги привлекают к этим программам наших вожатых, отраслевых профессионалов, да и старшие артековцы могут многое рассказать младшим. Совсем скоро стартует СОМ по теме атома, он включает в себя содержание физики, химии, истории, обществознания и искусствоведения. Конкретно эта программа будет реализовываться при поддержке Курчатовского института, это наш тематический партнер. Мне очень понравился замысел: на основе истории изучения и освоения атома показать основные аспекты развития науки.


Возвращаясь к взаимодействию коллектива, для его координации мы создали Проектный офис – организационную единицу, которая пронизывает всех и вся - осуществляет кросс-коммуникации, соединяя подразделения, направления работы и тематики, образовательные программы и проекты. Проектный офис начал работать в январе, и могу сказать, что разработка смен вышла у нас на совершенно иной уровень. Это второе.




Вы упомянули тематических партнеров, вы включаете их в свою экосистему?


Они важнейшие участники образовательного процесса: мы вместе формируем программы, ищем подходы к реализации. Что еще важно, тематические партнеры связывают образование с жизнью – с отраслями и конкретными задачами, на которых основываются проекты артековцев.


Технология тематического партнерства очень ресурсна с точки зрения развития качества образования, потому что ее можно перенести в другой лагерь, в школы. Включение работодателей в образовательный процесс в рамках всей системы сильно изменит характер российского образования, позволяя при этом достичь результатов федерального государственного общеобразовательного стандарта.


А в каких границах существует ваша среда взаимодействия? Она ограничивается периметром «Артека»?


Думаю, такое ограничение сегодня просто невозможно. С внешней средой мы работаем одновременно по нескольким векторам. Как вы знаете, мы стали площадкой диалога специалистов от образования со всей страны, ежегодно проводим большой форум. А в этом году объявили конкурс «Открытое образование в открытой среде» - проект, аккумулирующий инициативы по созданию той самой новой экосистемы образования.


Что касается объединения наших выпускников, мы создали сеть «Артек+» - она одновременно является и информационной базой, и средством коммуникации. И, наконец, платформы для широкого круга: «Артек. Дети», где любой ребенок может открыть страницу, загрузить портфолио, побороться на путевку, наши аккаунты в социальных сетях – это очень динамичный инструмент общения с внешней средой.


Аккаунты ведут дети?


Есть и такие, которые ведут исключительно дети. У нас, помимо официальных, есть свои страницы в соцсетях у лагерей, проектов, есть неофициальные сообщества. Интернет-жизнь кипит.


В «Артеке» интернет доступен для всех?


Вы перешли к технологиям, которыми определяется новая экосреда образования. Мы создали хорошую базу для цифровизации процессов. Работают общедоступные Wi-Fi-зоны, оборудованы телекоммуникационные аудитории, создана цифровая библиотека и цифровые лаборатории по естественным дисциплинам. Применяем интернет-технологии в ходе занятий, к примеру, в полевых условиях дети каталогизируют виды растений Южного берега Крыма в планшетах с выходом в интернет, используют цифровые аудиогиды, изучая уникальную ботаническую коллекцию парка Гартвиса, причем софт в обоих случаях был создан с помощью партнеров специально для «Артека». На уроках наши учителя активно используют интернет-контент – материалы цифровых образовательных платформ, кинобиблиотек и пр.


«Артек» традиционно силен своими образовательными технологиями. Вы включаете их в понятие экосистемы?


Я уже упоминал некоторые из них – Сетевой образовательный модуль и тематическое партнерство. Эти технологии созданы в «Артеке» и они действительно меняют характер образования. Они – важная часть нашей образовательной экосистемы.


Если коротко представить формулу артековской экосистемы… Вы назвали новое качество педагогической среды, взаимодействие в коллективе, технологии образования, цифровизация. Что еще?


Эта формула не может быть конечной, экосреда – это живой организм.


Но назову еще два компонента. Считаю важным созданную в «Артеке» систему построения индивидуальных траекторий: мы представляем на выбор широкий спектр образовательных и творческих программ, из которых ребенок конфигурирует свой трек на смену, выбирая то, что ему интересно. И второе, то, что я называю духом «Артека». Это негласный культурный код артековца: улыбаться, здороваться, трудиться.


И традиции, например покорение Аю-Дага: ребята несут с собой небольшой камешек и оставляют там как символ того, что всем вместе им по силе сделать выше даже гору (эта традиция существует с 1925 года). Есть и новые традиции, очень яркая - сделать свою именную плитку для Стены Дружбы. И у старых, и у новых традиций суть одна – как сказано в «Маленьком принце», создать узы.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Комментарии для сайта Cackle
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика