Коллектив индивидуальностей: что показал мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи - «Образование»
Фото: Минпросвещения России
Институт изучения детства, семьи и воспитания подвел итоги опроса, посвященного ценностным ориентациям детей, родителей и молодежи. О том, какие ответы дали участники опроса и какие выводы можно сделать из его результатов, рассказывают эксперты онлайн-программы «Образовательная среда».
Опрос проводился третий год подряд в рамках нацпроекта «Образование». Респонденты были разделены на несколько групп: дети от 14 до 18 лет, молодежь от 19 до 35 лет, учителя и родители школьников.
«В опросе приняли участие порядка 99 тысяч учащихся, чуть более девяти тысяч представителей молодежи, около 100 тысяч родителей и более 40 тысяч педагогов. Представлены все субъекты Федерации и федеральные округа», – рассказала заместитель директора по реализации проектов Института изучения детства, семьи и воспитания Александра Чекурова.
Тенденция к индивидуализации
Эксперт отметила, что основной ценностью у школьников и молодежи остается физическое и психическое здоровье.
«На первом плане как у детей, так и у молодежи – здоровье. Дети много говорят, что для них важны психическое здоровье, психологический комфорт», – подчеркнула Александра Чекурова.
Организаторы опроса обратили внимание на тенденцию к индивидуализации у школьников. Лишь половина подростков чувствуют себя частью коллектива, а 13% респондентов этой возрастной категории и вовсе указали, что не нуждаются в общении. Такая ситуация вызывает тревогу у специалистов, поскольку навык работы в команде приобретает с каждым годом все большую ценность.
Заместитель директора по реализации федеральных проектов и программ Росдетцентра Геннадий Киреченков уверен, что создание дружного коллектива в классе – основная задача классного руководителя.
«Если я как классный руководитель не способен создать в классе коллектив: выстроить взаимоотношения с ребятами и их отношения друг с другом таким образом, чтобы каждый чувствовал свою персональную ответственность и вместе с тем ощущал некую ответственность перед коллективом, – процесс воспитания становится слабо управляемым», – считает Геннадий Киреченков.
Воспитывать нужно и родителей
Участники программы «Образовательная среда» сошлись во мнении, что дома зачастую в недостаточной степени уделяют внимание формированию чувства сплоченности и патриотизма у молодого поколения, так как большинство современных родителей учились в школе в 1990-е годы. В этот период воспитательный аспект в российском образовании отошел на второй план.
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 2 города Великого Устюга Вологодской области Татьяна Удачина поделилась положительным опытом взаимодействия с родителями учеников.
«Мы пришли к выводу, что воспитывать нужно в том числе родителей, и создали академию, куда приглашаем как родителей, так и старшеклассников-активистов, которые хорошо говорят и умеют мыслить критически. В академии проходят дискуссии на заданную тему, например о том, каким участники видят успешного человека в 2050 году. По результатам дискуссии выяснилось, что дети гораздо лучше родителей понимают, какие навыки понадобятся в будущем», – рассказала Татьяна Удачина.
Работа с родителями нередко осложняется сложной ситуацией в семье, затяжными конфликтами. Педагогам необходимо делать скидку на психологический климат в семье школьника.
«В разных школах разный контингент. Я отдал пять лет школе, посещал достаточно трудные семьи как заведующий по учебно-воспитательной работе совместно с социальным педагогом. После таких встреч я понимал, как сложно этому ребенку соответствовать общепринятым социальным нормам, как мне не хватает порой ресурсов. Но мы должны понимать, что ребенок из этой семьи еще больше нуждается в нашем внимании, помощи и поддержке. Важно иметь в этой ситуации актив ребят в классе, с которыми можно доверительно поговорить и попросить помощи», – заявил Геннадий Киреченков.
Противоречие в формировании ценностей
Опрос Института изучения детства, семьи и воспитания вскрыл и еще одно противоречие между родителями, учениками и педагогами. 72% подростков считают, что формируют свои ценностные ориентиры самостоятельно, значительная часть делает это под влиянием родителей, роль школы и учителей в создании жизненных установок, по мнению ребят, минимальна. Однако сами педагоги уверены, что образовательные учреждения имеют большое влияние на детей. Подобное расхождение в показателях свидетельствует о том, что диалог между учителями, школьниками и родителями выстроен недостаточно хорошо.
Школьники и представители молодежи также ответили на вопросы о планировании семьи. Для 17% самых юных респондентов создание семьи и желание иметь детей не является базовой ценностью. Однако эксперты уверены, что показатели не должны вводить в заблуждение: процент желающих отказаться от семейных отношений среди участников опроса в возрасте от 19 до 35 лет значительно ниже, то есть в данном случае этому мнению и установкам свойственно меняться с годами.