Коллектив индивидуальностей: что показал мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Коллектив индивидуальностей: что показал мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи - «Образование»
Коллектив индивидуальностей: что показал мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи - «Образование»
Фото: Минпросвещения России Институт изучения детства, семьи и воспитания подвел итоги опроса, посвященного ценностным ориентациям детей, родителей и молодежи. О том, какие ответы дали участники опроса и какие выводы можно сделать из его результатов, рассказывают эксперты онлайн-программы


Коллектив индивидуальностей: что показал мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи - «Образование»

Фото: Минпросвещения России


Институт изучения детства, семьи и воспитания подвел итоги опроса, посвященного ценностным ориентациям детей, родителей и молодежи. О том, какие ответы дали участники опроса и какие выводы можно сделать из его результатов, рассказывают эксперты онлайн-программы «Образовательная среда». 


Опрос проводился третий год подряд в рамках нацпроекта «Образование». Респонденты были разделены на несколько групп: дети от 14 до 18 лет, молодежь от 19 до 35 лет, учителя и родители школьников. 


«В опросе приняли участие порядка 99 тысяч учащихся, чуть более девяти тысяч представителей молодежи, около 100 тысяч родителей и более 40 тысяч педагогов. Представлены все субъекты Федерации и федеральные округа», – рассказала заместитель директора по реализации проектов Института изучения детства, семьи и воспитания Александра Чекурова. 


Тенденция к индивидуализации


Эксперт отметила, что основной ценностью у школьников и молодежи остается физическое и психическое здоровье. 


«На первом плане как у детей, так и у молодежи – здоровье. Дети много говорят, что для них важны психическое здоровье, психологический комфорт», – подчеркнула Александра Чекурова.


Организаторы опроса обратили внимание на тенденцию к индивидуализации у школьников. Лишь половина подростков чувствуют себя частью коллектива, а 13% респондентов этой возрастной категории и вовсе указали, что не нуждаются в общении. Такая ситуация вызывает тревогу у специалистов, поскольку навык работы в команде приобретает с каждым годом все большую ценность. 


Заместитель директора по реализации федеральных проектов и программ Росдетцентра Геннадий Киреченков уверен, что создание дружного коллектива в классе – основная задача классного руководителя. 


«Если я как классный руководитель не способен создать в классе коллектив: выстроить взаимоотношения с ребятами и их отношения друг с другом таким образом, чтобы каждый чувствовал свою персональную ответственность и вместе с тем ощущал некую ответственность перед коллективом, – процесс воспитания становится слабо управляемым», – считает Геннадий Киреченков. 


Воспитывать нужно и родителей


Участники программы «Образовательная среда» сошлись во мнении, что дома зачастую в недостаточной степени уделяют внимание формированию чувства сплоченности и патриотизма у молодого поколения, так как большинство современных родителей учились в школе в 1990-е годы. В этот период воспитательный аспект в российском образовании отошел на второй план. 


Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы № 2 города Великого Устюга Вологодской области Татьяна Удачина поделилась положительным опытом взаимодействия с родителями учеников.


«Мы пришли к выводу, что воспитывать нужно в том числе родителей, и создали академию, куда приглашаем как родителей, так и старшеклассников-активистов, которые хорошо говорят и умеют мыслить критически. В академии проходят дискуссии на заданную тему, например о том, каким участники видят успешного человека в 2050 году. По результатам дискуссии выяснилось, что дети гораздо лучше родителей понимают, какие навыки понадобятся в будущем», – рассказала Татьяна Удачина. 


Работа с родителями нередко осложняется сложной ситуацией в семье, затяжными конфликтами. Педагогам необходимо делать скидку на психологический климат в семье школьника.


«В разных школах разный контингент. Я отдал пять лет школе, посещал достаточно трудные семьи как заведующий по учебно-воспитательной работе совместно с социальным педагогом. После таких встреч я понимал, как сложно этому ребенку соответствовать общепринятым социальным нормам, как мне не хватает порой ресурсов. Но мы должны понимать, что ребенок из этой семьи еще больше нуждается в нашем внимании, помощи и поддержке. Важно иметь в этой ситуации актив ребят в классе, с которыми можно доверительно поговорить и попросить помощи», – заявил Геннадий Киреченков.


Противоречие в формировании ценностей


Опрос Института изучения детства, семьи и воспитания вскрыл и еще одно противоречие между родителями, учениками и педагогами. 72% подростков считают, что формируют свои ценностные ориентиры самостоятельно, значительная часть делает это под влиянием родителей, роль школы и учителей в создании жизненных установок, по мнению ребят, минимальна. Однако сами педагоги уверены, что образовательные учреждения имеют большое влияние на детей. Подобное расхождение в показателях свидетельствует о том, что диалог между учителями, школьниками и родителями выстроен недостаточно хорошо. 


Школьники и представители молодежи также ответили на вопросы о планировании семьи. Для 17% самых юных респондентов создание семьи и желание иметь детей не является базовой ценностью. Однако эксперты уверены, что показатели не должны вводить в заблуждение: процент желающих отказаться от семейных отношений среди участников опроса в возрасте от 19 до 35 лет значительно ниже, то есть в данном случае этому мнению и установкам свойственно меняться с годами.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Смотрите также
из категории "Образование"
       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru