На исполнении находятся 15 поручений президента и кабмина, связанных с обновлением ФГОС – Васильева - «Образование»
Фото: Минпросвещения России
На исполнении находятся 15 поручений президента России и Правительства РФ, которые так или иначе связаны с обновлением федеральных государственных образовательных стандартов, заявила министр просвещения Российской Федерации Ольга Васильева.
Об этом она сообщила на заседании Совета Министерства просвещения Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования и среднего профессионального образования.
«Стандарт должен не только декларировать методологические подходы или давать общую характеристику результата по предмету или предметной области. Он должен задавать четкое понимание достигаемого конкретного результата в разрезе как конкретных предметов, так и сформированности личностных ценностей, установок и убеждений. Без ясных и конкретно сформулированных учебных и воспитательных целей и задач нам трудно представить качественный результат образования. Нам сложно объяснить обществу в целом и каждому родителю, чего же добивается школа и что можно ожидать от школьника через год или несколько лет обучения», – сказала Васильева.
Она отметила, что ключевой новацией стандартов являются детализированные и конкретизированные требования к образовательным результатам, на основе которых должны быть созданы примерные и основные образовательные программы, написаны рабочие программы педагогов-предметников.
«Предлагаемыми вашему вниманию стандартами мы отнюдь не хотим ограничить возможности творчески работающих учителей или потенциал инновационных школ. Но мы хотим гарантировать семье и ученику тот оптимальный и понятный набор результатов обучения и воспитания, который соответствует его возрасту, обеспечивает последовательное изучение основ наук и формирование личностных качеств, создает прочную основу для обучения на следующих уровнях общего или профессионального образования», – заявила Васильева.
Министр уточнила, что синхронизация изучения частей основных предметов основных общеобразовательных программ в привязке к годам изучения является необходимым элементом содержательного единства образовательного пространства.
«В то же самое время эта синхронизация посредством структурирования предметных результатов по частям (годам изучения) не является самоцелью и не должна носить жесткий характер, не дающий возможности для некоторого «люфта» в профессиональном выборе учителя. Для определенной категории образовательных организаций, инновационных площадок, такая возможность в проекте стандартов предусмотрена в полной мере. Кроме того, обозначив в стандарте последовательность достижения предметных результатов изучения предмета, мы оставили педагогу возможность самостоятельно определять преемственность подачи учебного материала для достижения этих результатов», – добавила Васильева.
По ее словам, фиксация в проектах ФГОС формулировок, связанных с использованием модульного принципа построения программ воспитания, обеспечат большую гибкость применения стандартов при построении образовательных программ и учебных планов при поэтапном изучении предметов. Также во ФГОС закреплена структура направлений воспитательной работы, что, как отметила глава Минпросвещения России, является последовательным шагом в исполнении поручения президента Российской Федерации по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательной школе.
«Принципиальной позицией Министерства просвещения была и остается установка на конструктивный диалог в реализации задач обновления стандартов и поиск согласия, взвешенных и конструктивных решений. Именно поэтому мы потратили очень большое количество времени на диалог в различных форматах с экспертами и экспертными центрами, с общественными организациями и педагогами. Нам представляется, что все, кому было что сказать и предложить, смогли высказаться на каждом из этапов обсуждения», – отметила Васильева.
Она уточнила, что экспертная рабочая группа и Комиссия по доработке стандартов, созданные при министерстве, постарались учесть все конструктивные замечания и предложения, работающие на качество этих нормативно-правовых документов.
«Это не означает, что учтено абсолютно все, что предлагалось. Такой задачи мы не ставили. Это означает, что было учтено все, что соответствует целям и задачам данного этапа обновления, не разрушает общей логики документа и не нарушает принципов формирования нормативно-правовых актов. Разумеется, не все вопросы удалось урегулировать в рабочем порядке. Более того, с нашей точки зрения, неурегулированными остаются те вопросы, которые нельзя имплементировать в проекты ФГОС по различным основаниям. Мы подготовили эти замечания с нашей позицией в качестве короткого комментария и рассчитываем, что совет объективно рассмотрит позиции сторон и выскажет свою позицию на этот счет», – подчеркнула Васильева.
Задача обновить ФГОС и примерные основные образовательные программы с учетом приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации поставлена президентом России и закреплена в поручениях по реализации послания президента Федеральному Собранию.
Новый проект ФГОС не содержит новаций, которые могли бы привести к увеличению нагрузки на обучающихся или иным негативным последствиям. Более того, в новых ФГОС закреплены требования, сохраняющие фундаментальный характер образования и укрепляющие межпредметные и внутрипредметные связи.
По сути, обновленные проекты объединяют лучшие практики и базируются на том фундаменте, который уже содержится в примерных образовательных программах. Однако чрезмерное разнообразие в выборе программ, учебно-методического комплекта по предмету зачастую дезориентировало учащихся и педагогов. Поэтому в доработанных ФГОС в каждом учебном предмете вычленен оптимальный объем требований к результатам с учетом возрастных особенностей учеников, лучших традиций отечественного образования и поставленной главой государства задачи сохранения фундаментального характера школьного образования. В конечном счете новые ФГОС позволят сформировать базовые и профильные программы в каждой предметной области.
Проекты ФГОС не нарушают вариативности и оставляют возможность для творчества педагогов. Существенная содержательная часть по-прежнему остается у учителя, и он самостоятельно может заниматься содержанием с учетом особенностей класса. Таким образом, свобода и вариативность программ не нарушается, однако и учитель перестает быть предоставлен лишь сам себе в этих вопросах. Творчество учителя может проявляться не только в эффективной организации учебного процесса, использовании разнообразных методик, но и в области составления программы.
В новых проектах нет разбивки по годам обучения, но весь материал разбит на части, и школа вправе самостоятельно определить продолжительность освоения каждой части в каждой предметной области.