Преимущество новых ФГОС – конкретизация условий осуществления образовательного процесса - «Образование»
Александр Кузнецов
Министр образования и науки Челябинской области
Конкретизация условий осуществления образовательной деятельности – это позитивный шаг, который позволит нам не только более четко выстраивать модель материально-технической базы, но и формулировать требования к среде, в которой протекает образовательный процесс. Сейчас как раз параллельно идет уточнение санитарно-гигиенических требований к единой общеобразовательной деятельности – мы в этой области работаем с Роспотребнадзором.
Очень важно, чтобы у Минпросвещения и Роспотребнадзора было единое понимание, в каких условиях образовательные учреждения должны осуществлять свою деятельность. Речь идет о наборе помещений, их площадей, наполняемости классов, материально-техническом оснащении, санитарно-бытовых условиях. Хотя все это неоднократно обсуждалось и прописывалось в отдельных документах и письмах Минпросвещения, важно, чтобы данные требования были закреплены в стандарте. Но для этого он должен быть согласован с соответствующими надзорно-контрольными структурами.
Кроме того, нельзя не отметить сильную позицию разработчиков нового варианта стандарта основного общего образования, которая относится к уточнению, детализации разделов основной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (по основным видам ограничений). Это дает возможность педагогам и родителям определять более четкие ориентиры и механизмы для достижения детьми с ОВЗ всех планируемых результатов обучения.
В новых версиях также просматривается нацеленность на формирование у учащихся представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда, а также о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса. Иными словами, планируемые результаты по предметам не ограничиваются только их содержанием и тесно связаны с выработкой у учащихся личных качеств, отвечающих требованиям современного общества. Это можно считать достаточно сильной стороной новых стандартов.
Не секрет, что сейчас школа начинает тесно взаимодействовать с другими уровнями образования – со сферой среднего профессионального образования, высшего образования, научными организациями. Еще в советские годы шутили по поводу того, что у нас сначала очень долго разрабатывается содержание образования, потом создаются учебники, начинают по ним учить, и оказывается, что прошло лет 10–15, наука ушла далеко вперед. Поэтому должна быть более тесная, буквально в онлайн-режиме, связь между школой и наукой, как того требуют современные условия.
В новой версии стандартов планируемые результаты обучения по предметам в целом отражают направленность основного общего образования на научно-технологическое развитие страны. Важно, что эта тенденция прослеживается и в требованиях к структуре и содержанию программ внеурочной деятельности, формирования универсальных учебных действий и программы воспитания.