Проект «Ты решаешь!» и итоги Года добровольца - «Образование»
Фото: пресс-служба Ассоциации волонтерских центров
Интервью со старшим координатором федеральной программы «Ты решаешь!» Ассоциации волонтерских центров Андреем Федоровым и координатором федеральной программы «Ты решаешь!» Ассоциации волонтерских центров Анастасией Фроловой.
Расскажите о проекте «Ты решаешь!». Как он появился? Почему возникла необходимость в нем?
Андрей Федоров: Два года назад Ассоциация волонтерских центров решила открыть детское направление и заняться развитием детского добровольчества. Для этого было много причин и предпосылок, но главное – это желание видеть добровольчество в будущем, а для этого нужно обращаться к детской аудитории.
Сейчас есть перекос в сторону событийного добровольчества – работа на олимпиадах, мероприятиях. Существуют различные заблуждения и мифы о добровольчестве. Чтобы в обществе сформировалось верное отношение к волонтерской деятельности, чтобы говорить не о внешней оболочке, а о глубинных смыслах, надо обращаться к детской аудитории и формировать это смолоду.
Анастасия Фролова: У нас есть концепция «Добровольчество через всю жизнь». Оно начинается с детства и заканчивается «серебряным» волонтерством.
С чего все начиналось?
Андрей Федоров: Поначалу не было единой концепции развития детского волонтерства, все начиналось с акции «Добрые уроки»: добровольцы приходят в школу, рассказывают о своем волонтерском опыте. Сейчас акция становится шире. Также был проведен кейс-чемпионат «Ты решаешь!». Это были гражданские кейсы для школьников. Потом мы стали ездить в детские лагеря, и постепенно появилось понимание, как выстроить систему.
Всё детское направление называется «Ты решаешь!». У него есть несколько ступеней. Первая – это создание инфраструктуры и сети школьных волонтерских отрядов, взаимодействие с волонтерскими центрами вузов, волонтерскими организациями. Для этого мы разработали с экспертами РДШ пособие о том, как создавать школьный волонтерский отряд.
Второе - создан проект «Лига добровольческих отрядов», в нем 2 уровня: первый – базовый, для тех школ, где никогда не было волонтерских отрядов, и второй – где отряды есть, но они хотят развиваться. Раз в месяц они получают задание, делают его и сдают нам через координаторов. Мы оцениваем это, выставляем баллы, у них есть промежуточный рейтинг, финальные итоги будут подведены в мае. Представители лучших добровольческих отрядов поедут на тематическую смену в Международный детский центр «Артек».
Мы сделали образовательный курс, состоящий из 3 видеокурсов, по 3 видеоурока в каждом, с помощью которого школьники и педагоги узнают, как развивать волонтерство в школе, а волонтеры еще и узнают, как работать со школьной аудиторией.
Третий блок – организация всероссийских проектов. Сюда относятся «Лига добровольческих отрядов» и Всероссийская акция «Добрые уроки».
В конце года традиционно проходит главное событие – Форум добровольцев. В его рамках мы проводим детскую программу.
Сколько детей участвует в «Добрых уроках»?
Андрей Федоров: Сейчас «Добрые уроки» проходят более чем в тысяче школ в 650 населенных пунктах. В нем приняли участие 28 тысяч учеников.
Мы также выбираем один день для онлайн-урока, приглашаем гостей, и вместе с ними проводим урок на определенную тему. На последних «Добрых уроках» мы говорили о создании школьных добровольческих отрядов.
Какова сейчас численность проекта в целом?
Андрей Федоров: Сложно посчитать. Если сложить, то на 2019 год планируется охват 50 тысяч школьников. Школьных отрядов в Программе сейчас уже более 800, будет 1500.
Анастасия Фролова: Здесь вопрос, насколько глубоко школьник участвует: кто-то послушал один урок, а кто-то весь год участвует в мероприятиях. Если у РДШ это только школьники, то у нас это еще и колледжи. Это дети до 18 лет. В Артеке самому младшему участнику было 10 лет. У нас были дети, которым 12 лет, и они уже делают свои проекты.
На что откликаются дети?
Андрей Федоров: На первом месте стоит социальное добровольчество, экологическое, событийное.
Анастасия Фролова: Добровольчество настолько обширно, что можешь найти, что тебе интересно. Ребенок чувствует себя не только вовлеченным в большое дело, но и приобретает друзей по интересам. Тем более что дети не настолько закостенелые, как взрослые, и могут заниматься несколькими видами волонтерства.
Не сбивает ли волонтерская деятельность с учебы?
Анастасия Фролова: Мы таких ситуаций не наблюдали. Вообще, у волонтеров-медиков есть такое условие, что если ты активный волонтер, то ты получаешь дополнительные баллы к ЕГЭ при поступлении на медицинский факультет. Это не только не мешает, но и может стать трамплином в учебу.
Какой возраст больше откликается на добровольчество?
Андрей Федоров: Откликаются все, но в каждом возрасте есть свои особенности. В 11-м классе уже больше думают о поступлении. Старшеклассники уже взрослые люди, их мышление сформировано, и они могут заниматься более серьезными вещами. Среднюю школу проще заинтересовать, старшим нужно предлагать много вариантов.
Младшие – более искренние, для них тема добра вопроса не составляет. К каждому должен быть свой подход.
Как на проекте отразился Год добровольца?
Андрей Федоров: Ассоциация за год стала другой. Дело не только в Годе добровольца. Это внимание со стороны общества, власти. Тема находится в информационном пространстве. Это и внимание, и деньги, и снижение административных барьеров. Когда заинтересованы взрослые, заинтересованы и дети.
В этом году все публичные люди говорили о том, что они участвуют в добровольческом движении. Год добровольца дал большой старт, но год прошел, а дела пошли дальше.
Какие у вас дальнейшие планы?
Андрей Федоров: Магистральный проект – «Лига добровольческих отрядов», он завершается в мае, но по нему еще много работы. В марте запустим конкурс методических разработок по организации тематических мероприятий по добровольчеству в детских лагерях. По итогам напишем программу «типовой» волонтерской смены для региональных лагерей.
Задача на лето – систематизировать наш опыт по развитию школьного добровольчества и сделать пособие продвинутого уровня, его снабдим большим количеством примеров. Следующее: в рамках смены мы выбрали актив ребят, которые называются послами «Лиги добровольческих отрядов». Их 60 человек. Это ребята, которые лучше всего себя проявили в смене. Они являются Всероссийским советом. Каждый месяц они получают новые задачи.
Мы создаем Посольство. Это будет онлайн-организация, ребят поделят на направления: кто-то будет заниматься всероссийскими проектами, кто-то –продвижением идей добровольчества, кто-то – внутренней оценкой послов.
В прошлом году мы только начали формировать школьные отряды, теперь надо это все интегрировать, выстроить работу с региональными координаторами и создать систему наставничества.
Также важно сделать стенды о добровольчестве в школах. Лучшим школам мы подарим стенды сами.