Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться? - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться? - «Образование»
Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться? - «Образование»
Фото: PressFoto 20–21 апреля в Москве состоялась первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf 2018. Одной из ее основных тем стала дискуссия о профессиональной ориентации. О том, как сегодня подростки выбирают профессию и какие рассказала руководитель Центра развития карьеры


Как выбрать профессию, не потерять время и не разочароваться? - «Образование»

Фото: PressFoto


20–21 апреля в Москве состоялась первая практическая конференция по онлайн-образованию EdmarketConf 2018. Одной из ее основных тем стала дискуссия о профессиональной ориентации. О том, как сегодня подростки выбирают профессию и какие рассказала руководитель Центра развития карьеры университета интернет-профессий "Нетология” Анна Давыдова.




Сегодня мы часто слышим упреки в адрес традиционного высшего образования: оно далеко от запросов рынка и не дает реальные практически применимые знания.  В чем ценность классического образования и нужно ли учиться после вуза?


Классическое образование, как правило, дает очень фундаментальную теоретическую базу, знания и умение их систематизировать. В университете мы научаемся мыслить, анализировать и исследовать. Мы получаем широкоприменимые знания, которые зачастую можем использовать в совершенно разных областях. Именно на этот базис впоследствии человек “нанизывает” специализацию - навыки и умения, которые требует современный рынок. Например, в колледже или вузе могут научить теории офлайн-маркетинга. И на эту базу отлично лягут знания и практика в интернет-маркетинге: smm, email-маркетинг, контент-маркетинг, веб-аналитика.


Правда ли, что зачастую школьник, выбирая профессию, не имеет четкого представления о том, что он выбрал на самом деле?


Согласно статистике, сегодня примерно 60% специалистов не работают по специальности, полученной в вузе. Полагаю, что как раз они делали выбор не имея четкого представления.  Достаточно сложно получить понимание той или иной профессии, не начав даже учиться. Есть способы подготовить себя к выбору, чтобы сделать его намного осознаннее:


Сегодня существуют методики построения “карьерных прототипов”. Идея в том, чтобы выбрать направление собственного развития (можно даже два или три если сложно выбрать одно), и попробовать изучить профессию, не тратя на обучение долгие годы. Эта методика доказала свою эффективность и легко реализуема в рамках относительно новых профессий, к примеру   digital-профессий. Попросту говоря, вы можете записаться на бесплатные курсы, которые дают знания в области той профессии, которая кажется вам привлекательной и понять, подходит она вам или нет.


В современном мире человек может карьерно “пересобираться” несколько раз за свою профессиональную жизнь. Это нормально. Желательно как можно раньше овладеть базовыми кроссдисцилинарными навыками и компетенциями, которые помогут легче делать эти переходы:  английский язык, основы математики и статистики, быстрый поиск и аналитика информации, критическое мышление.С таким арсеналом вам будет легче менять собственную профессию или переходить в смежные области.


Какие заблуждения подростков связаны с профориентацией?


На мой взгляд, самое большое заблуждение - это то, что кто-то придет и решит проблему за тебя: учитель, родители, психолог, профориентационный тест. Не решит. Помочь, направить, подсказать - да, но выбор должен быть самостоятельным. 


Не вашим родителям, а именно вам дальше жить со своей профессией, уделяя ей большую часть времени.


Возможно ли получить профессию на всю жизнь и каковы шансы?


И да, и нет. Здесь важны два фактора: востребованность профессии и правильность выбора.


Если сегодняшний выпускник выберет так называемую “профессию-пенсионер”, к примеру, профессию библиотекаря, то, конечно, же через пару лет перед ним встанет вопрос смены направления. Если же выбор падет на профессию, востребованную в перспективе ближайших десяти лет и прогноз сбудется, то ему с большой вероятностью не придется ее менять. Но это не значит, что не придется учиться дополнительно. Кто не повышает свою квалификацию постоянно (учится применять новые технологии, знакомиться с новыми стандартами)  тот не просто стоит на месте, а откатывается назад.


Второй фактор - правильность выбора. Минимизировать риски помогает грамотный консультант по профориентации. Однако многое зависит от самого человека. Есть теория о том, что люди делятся на “сканеров” и “дайверов”. “Дайверы” ныряют глубоко в одну профессиональную область, изучают ее досконально, развиваются в ней. У них больше шансов выбрать профессию на всю жизнь. “Сканерам” интересно все и сразу, но не так глубоко. Для них, как правило, нет единственного правильного варианта. И смена профессии для них вполне естественный процесс.


Что нужно учесть при выборе профессии и у кого просить помощи?


Предложу здесь такой алгоритм:


Изучить возможности рынка, компании, вакансии. Есть масса открытых источников: обзоры, бесплатные лекции, возможность сходить в компанию и пообщаться с профессионалом ближе.


Изучать себя. Здесь в помощь психолог, специалист по профориентации, тестирования и самостоятельна работа по выявлению сильных сторон.


Сопоставить требования рынка и свои склонности и сделать выводы. Лучше тоже вместе со специалистом, который понимает тенденции развития профессий.


Что мешает профориентации сильнее всего?


Стереотипы. Их много, и почти все они разрушаются позже, когда уже набиты первые шишки, потому что во время выбора профессии далеко не всегда рядом со школьником профессионал, который поможет. Вот лишь некоторые из них:


Нужно выбрать профессию раз и на всю жизнь.


Без диплома о высшем образовании не найти хорошую работу.


Нужно сделать выбор именно сейчас, другого шанса не будет.


Работа - это работа, она не должна приносить удовольствие. Если что, я потерплю.


Кто-то более опытный сможет сделать за меня правильный выбор.


Какие образовательные программы для профессиональной подготовки можно посоветовать?


Как для проверки карьерных гипотез, так и для переподготовки можно начинать с коротких практико ориентированных программ. Только выполняя практические задания, можно погрузиться в новую профессиональную область и понять, насколько она вам подходит.


Это могут быть курсы университета интернет-профессий ”Нетология”, открытые курсы на платформах Coursera и Udacity, например.


Важно понимать, что дополнительное профессиональное образование нивелирует недостаток тех компетенций, которые необходимы конкретному специалисту, если программа разработана в соответствии с требованиями рынка, а не с абстрактными профессиональными стандартами.


Например, вузовская специализация “медиадизайн” в своей программе может содержать такие блоки как: история искусств, международная художественная культура, графика, композиция, типографика и при этом давать очень поверхностный обзор проектирования современных медиа: сайтов, информационных мобильных приложений. В то время как курс, подготовленный специалистами-практиками: арт-директорами агентств, проектировщиками интерфейсов крупных порталов, аналитиками - дает как раз практические навыки и понимание того, что дизайнер будет делать на работе в команде.


Кто чаще обращается за консультациями по профориентации?


Тот, кто уже столкнулся с проблемой. Это как с походом к врачу. Никто не любит диспансеризации и превентивные меры, приходим, когда уже сильно заболит. То же самое и с профориентацией. Самый частый, пожалуй, запрос - это помощь в построении плана развития, когда человек в тупике и не видит ни выхода, ни дальнейших шагов.


Что стоит развивать в профориентационной работе?


Активнее проводить профориентационную работу в школах и колледжах. Государственные центры занятости порой грешат тем, что не предлагают молодежи попробовать себя в современных цифровых профессиях. А вместо полноценной профориентации предлагают временную работу промоутером, кассиром или консультантом в магазине. А вместо этого можно предлагать ребятам стажировки в компаниях, которые занимаются новыми видами бизнесов, к примеру, интернет-маркетингом, программированием и т.д.


С кем интереснее работать: с подростком, только что закончившим школу или со взрослым человеком? 


Интересно со всеми, это вопрос подходов и методик. У подростков есть любопытная и приятная особенность, с ними проще строить гипотезы и фантазировать. У них нет такого сильного страха ошибки, как у взрослых. 


Взрослые осознаннее оценивают собственные временные и финансовые затраты от смены деятельности, прагматичнее планируют свою жизнь.


Как грамотно решать вопросы трудоустройства?


Отнеситесь к своей профессии как к полноценному продукту. Сначала изучите рынок, чтобы понять спрос и требования пользователей (в данном случае пользователи - компании-работодатели). Можно посмотреть, какие вакансии по вашему направлению есть на рынке, выписать требования в таблицу и соотнести их со своими навыками. Постарайтесь вспомнить не только свой опыт на предыдущих местах работы, но и учебные проекты, волонтерство. Если есть совпадение на 70-80%, откликайтесь на вакансию.


Следующий этап - тестовое задание иили собеседование. Первое собеседование, как правило, с hr-специалистом. Чтобы подготовиться к нему, можно запросить у карьерного консультанта провести с вами тренировочное собеседование. Можно почитать дополнительно литературу, чтобы разобраться, что проверяют hr-ы и почему они задают определенные вопросы. Например, хорошим помощником станет книга “Кто”, авторы Джефф Смарт и Рэнди Стрит.


Проходя собеседования помните, что в этот момент не только вас выбирают, но и вы выбираете наиболее интересную компанию. Ваша цель не найти одну-единственную работу, а получить ряд предложений, из которых вы сможете выбирать.


{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru