Публичный лекторий. Инструкция по применению - «Образование»
Фото: PressFoto
С началом летнего сезона в столичных парках и на других открытых площадках начинают работу публичные лектории. Многие из них организуются вузами, в частности площадку в Парке Горького делят несколько вузов. Редакция портала «Российское образование» пообщалась с одним из лекторов, доктором исторических наук, профессором, руководителем Школы Востоковедения факультета МЭиМП НИУ ВШЭ Алексеем Масловым и узнала об особенностях таких лекций.
Алексей Александрович, что такое лекторий?
Классический публичный лекторий, на мой взгляд, это, когда профессиональный человек пытается в простом виде передать несколько меньшим профессионалам какие-то очень специфические знания. Вот это как раз суть лектория: сочетание того, что, во-первых, лектор должен быть максимальным профессионалом, второе - все это должно подаваться максимально просто и доступно, и, третий момент, чтобы тема увлекала сама по себе.
Когда-то в одном из моих лекторских опытов, я читал лекции в программе «Академия» на телеканале «Культура». Я с интересом узнал, что главное – это, прежде всего, хорошее название и, затем, хорошее продолжение в виде лекции.
В чем, по Вашему мнению, сложность такого лектория?
Всегда присутствует смешанная аудитория, часть которой очень хорошие профессионалы, другая же не знает ничего. Профессионал мог бы сказать, что вы говорите чепуху и для меня это слишком просто, а непрофессионалы скажут, что мы ничего не поняли, и поэтому воздействие идет не только качеством материала, а в том числе и подачей этого материала. Всегда надо даже в скучной теме развернуть вопрос так, чтобы либо никто до тебя так не говорил, либо никто так не думал. Лекция в этом плане должна быть провокационной, потому что лекторий, который можно было бы провести лет 20 назад, до эпохи активной Википедии, и сегодня - это разные лектории. Вы не поразите публику ни объемом знаний, ни количеством фактов, ни новым рассказом. Вы можете поразить только тем, как вы это подали и что вы рассказали.
Современный лекторий - это мини-спектакль, и, если человек не умеет играть - не может выстроить мизансцену, не может выстроить паузы, не может сделать логические отбивки, считайте, что лекторий пролетел. Этим он отличается от цикла лекций в университете, где у меня есть достаточно много времени, и я могу поэтапно рассказать сложные вещи, подвести человека к самостоятельным выводам.
Можно ли сравнивать лекции в аудитории и открытый лекторий?
Логика лекций в аудитории университета и на площадке публичного лектория не просто разная, она отличается приблизительно так же, как сериал от тизера или мини-клипа. Поэтому, когда люди, которые являются блестящими специалистами, выходят на такой лекторий и пытаются донести что-то до аудитории, они часто проваливаются и воспринимаются очень скучными. Я знаю такие случаи, когда блестящие ученые просто с треском проваливались. И при этом знаю другие случаи, когда не самые великие ученые очень увлекательно все рассказывали. Но не знаю ни одного случая, когда такой лекторий пытался бы успешно провести человек, который далек от какой-нибудь науки. В этом и есть суть научно-популярного лектория: я даю научную тему, но при этом использую популярную подачу и необычный разворот.
В чем секрет успеха лекториев?
Лекторий живет, потому что есть определенное количество харизматичных лекторов, которые несут очень профессиональные знания и не «воспроизводимы» в большом количестве – они «штучный товар». Лекторий – это то, что практически отсутствует в пространстве телевидения. Возникла потребность общества в том, чтобы послушать таких людей. Вы не увидите сейчас нигде на телевидении или на радио цельное изложение часовой лекции. Нет такого формата, динамичное телевидение вам не простит его.
Если вы вдруг посмотрите на лекции, которые размещаются на публичной он-лайн площадке Курсера, они нарезаны отрывками по 10-15 минут. Это понятно: человек едет, например, в метро и прослушивает один отрывок. Это как раз сделано для быстрого получения знаний.
Публичная лекция – это продолжение театра. Если телевизор вы включили, и вам не понравилось, то вы его просто выключили, а вот в театр вы собираетесь. Вы четко знаете, какой спектакль будет, вы готовитесь, вы приблизительно знаете содержание. Вы даже можете пойти на спектакль, сюжет которого вы знаете с детства. И вы смотрите не на содержание, а на подачу материала. Вот это и есть лекторий.
Думаю, в обществе возникла очень большая потребность полноценного и полноформатного интеллектуального общения: не 10-15 минут, а вот такого прямого общения. Кстати, эти лектории стали развиваться сейчас не только в России. Например, что в Европе, что в США есть целые фирмы, которые ищут публичных лекторов. На Западе есть позиция «публичный лектор», которого постоянно приглашают на разные мероприятия. В России это не является профессией и даже приработком, в основном это бесплатные лекции. В США и в Азии это платные лекции, это профессия.
Почему именно вы принимаете участие в таком лектории?
Мне интересен новый формат и хочется пообщаться с людьми – не специалистами. Студент – он все-таки немного уже специалист. Важно получить фидбек от неспециалистов и одновременно критиков. Лекция – не всегда такая гладенькая, когда тебя все слушают и все соглашаются. Кто-то скажет: «Нет, это не так». И это нормально. У тебя всегда есть оппонент.
Это всегда возможность донести некоторые твои фундаментальные научные идеи до широкой публики. Мало людей, к сожалению, читают научные книги, кроме специалистов. А вот послушать они могут, потому что формат восприятия изменился. 20-30 лет назад вся университетская традиция – это была традиция книги. Человек должен был прочитать, скажем, пять книг и сдать экзамен. Такая традиция сохранилась в фундаментальных британских университетах. Но, в целом, эта традиция уже отходит, потому что люди не могут читать много книг. Студент получает знания из Фейсбука, Интернета, Википедии и считает их научными, хотя чаще всего это не так.
Интеллектуальный уровень общества в мире (в отличие от информационного) резко упал, потому что информация стала доступной и нет вариативности между научной и не научной, мошеннической и реальной. А тут есть возможность лично рассказать, отреагировав на публику, над чем работает наука, над чем работаешь ты лично. Твои мысли могут быть ошибочны, не всегда твоя концепция уже прошла глубокую научную верификацию, на какой-то момент она может быть «хулиганско-научна», о чем открыто следует говорить на лекции. Но, по крайней мере, у тебя есть определенный уровень подготовки, и ты можешь последовательно объяснить свои взгляды. От хорошей аудитории всегда хорошая энергетика.
Способны ли лекции сформировать какую-то компетенцию?
Не знаю ни одного человека, который после лекции стал бы считать себя компетентным в этой области. После лекции пересказывается то, что запомнилось. Важно подавать материал так, чтобы запомнились ключевые вещи, чтобы не было каких-то обрывочных знаний. Лектор не должен развлекать публику, он должен передать какой-то объем информации.
Обычно человек после лекции считает, что он как раз недостаточно компетентен, так как есть человек более компетентный, и он только что видел его. Человек понимает, что он - «номер два». С другой стороны, он станет пересказывать в обществе грамотную информацию, которую запомнил. И если он пересказывает правильно, значит и лекция была построена грамотно. У человека остается слой достоверной информации, который каждый должен знать по этой теме. Лекция – это способ показать 5-6 реперных точек, которые стоит всегда держать в голове по отдельно взятой теме.
Полную версию интервью читайте в рубрике "От первого лица".
Беседовала Евгения Махалова.