Цифровые компетенции современного учителя - «Образование»
Фото: Фотобанк Лори
Новая школьная реальность в эпоху пандемии – выход за пределы школьных классов и использование цифровых образовательных решений.
И если для большинства детей этот формат оказался понятным и знакомым, то педагогам пришлось за короткие сроки осваивать азы цифровых навыков и затем расширять свои компетенции, адаптируясь к новым условиям работы.
Сформированные цифровыми компетенции позволяют педагогу решать самые разные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий в своей работе и быстро адаптироваться к условиям неопределенности. О каких конкретно навыках идёт речь и к какому уровню их развития лучше всего стремиться?
Во-первых, в «цифре», особенно сейчас, важна коммуникация. Мессенджеры и социальные сети уже не первый год соединяют учителей, учеников и родителей, позволяют им обмениваться информацией. Мастерски ориентироваться в электронных каналах связи — важный навык для учителя. В эпоху пандемии к обязательным инструментам в арсенале учителя добавились Zoom, Skype, Microsoft Teams и другие системы, которые позволяют продолжить учебный процесс даже в удалённом режиме.
Во-первых, важнейший цифровой навык — подготовка контента. Современному учителю важно уметь создавать материалы для урока, пользуясь цифровыми инструментами и по итогам предлагая ученикам текстовые документы, презентации, рисунки, схемы, плакаты, графики и инфографики. Готовясь к уроку, «продвинутый» учитель может создать тест, кроссворд или ментальную карту.
Иногда у учителя нет необходимости в создании авторского контента: с наполнением уроков им могут помочь такие платформы, как РЭШ, МЭШ, Яндекс.Учебник и другие. Но даже в этом случае важно уметь адаптировать задания под конкретных детей: собирать и группировать задания исходя из их возможностей, привычного для ребят темпа и количества информации.
Во-вторых, важно придание наглядности знаниям, которые получают ученики. Огромная часть современных детей лучше всего усваивает информацию с помощью зрения – а, значит, и через экран. И учителю важно этим пользоваться: например, на наглядных моделях показывать явления из микромира или космические процессы, которые невозможно увидеть невооруженным глазом. Для этого можно обратиться к видео на хостингах, интерактивным моделям, цифровым микроскопам.
Делать уроки наглядными может помочь базовый навык работы с поисковыми сервисами: ведь найти нужную информацию не всегда бывает просто. Это один из основных навыков, который помогает учителям внедряться в цифровую среду.
Для того, чтобы научиться всему этому, важно иметь базовые навыки работы с цифровыми ресурсами. А, значит, быть знакомым с цифровыми технологиями и методиками их применения, ориентироваться в цифровой этике и знать, как обезопасить в интернете себя и детей, понимать, как организовать цифровую коммуникацию и уметь создавать цифровую образовательную среду и существовать в ней.
Для того, чтобы педагог мог понять, насколько хорошо у него развиты цифровые компетенции, программа «Я Учитель» от Яндекс.Учебника включила в осеннюю диагностику учителей «Интенсив 2.0» шкалу по цифровой грамотности. Бесплатное тестирование позволяет разобраться с собственной степенью цифровой компетентности и в итоге пройти курс, направленный на «прокачку» навыков работы в цифровой среде. К моменту написания статьи тест «Цифровые компетенции педагога» оказался самым востребованным среди педагога: за первые две недели его прошло более 30 тысяч человек.
Курс «Базовые цифровые компетенции учителя» состоит из трёх модулей, каждый из которых разработан экспертом в своей области. В первом модуле, созданном совместно с «Лабораторией Касперского», будет рассказано про базовые цифровые компетенции учителя и основы информационной безопасности. Второй модуль, разработанный вместе с командой «Geek Teachers», позволит педагогу подробно разобраться в выборе цифровых образовательных инструментов. Рассказывать будут о самых разных инструментах: от облачных документов и онлайн-платформ до приложений, которые помогут создавать собственные электронные образовательные ресурсы. Третий модуль направлен на освоение методики использования электронных образовательных ресурсов для решения учебных задач: чтобы эффективно использовать электронные образовательные ресурсы на уроках, важно отталкиваться от задач и учебных целей.
Курс поможет учителям преодолеть неуверенность при работе с электронными образовательными ресурсами, понять, как именно и в каком контексте их можно использовать, выбирать инструмент под решение конкретной учебной задачи, оценивать эффективность онлайн-обучения.