В эфире программы «Образовательная среда» состоялось обсуждение международного опыта обучения во время пандемии - «Образование» » Школа знаний, Образование.
Школа знаний, Образование. » Образование » В эфире программы «Образовательная среда» состоялось обсуждение международного опыта обучения во время пандемии - «Образование»
В эфире программы «Образовательная среда» состоялось обсуждение международного опыта обучения во время пандемии - «Образование»
15 июля в эфир вышла новая еженедельная онлайн-программа «Образовательная среда». Эксперты обсудили международный опыт организации учебного процесса во время пандемии и проанализировали итоги работы российских школ в период вынужденного перехода на дистант. Директор Департамента образовательных


В эфире программы «Образовательная среда» состоялось обсуждение международного опыта обучения во время пандемии - «Образование»

15 июля в эфир вышла новая еженедельная онлайн-программа «Образовательная среда». Эксперты обсудили международный опыт организации учебного процесса во время пандемии и проанализировали итоги работы российских школ в период вынужденного перехода на дистант.


Директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ ВШЭ Татьяна Хавенсон сообщила, что у ряда регионов уже был опыт работы с дистанционными технологиями – особенно это касалось школ в удалённых районах. При этом в крупных городах чаще всего занятия с использованием дистанционного формата обучения не проводились.


Татьяна Хавенсон также информировала об исследовании, проведенном Институтом образования НИУ ВШЭ в «Единый день технологической готовности». Работа была посвящена анализу готовности руководителей и учителей школ использовать цифровые технологии в образовательной практике. Рассматривалась готовность к переходу на дистанционное обучение в самом начале пандемии. Эксперты считают, что наибольшую готовность к использованию новых технологий демонстрируют учителя с высоким уровнем оптимизма, инновационности и отсутствием негативного отношения к цифровым технологиям. Напротив, у педагогов с низкой технологической готовностью выявлены недостаточная квалификация при работе с такими технологиями, слабое представление об их необходимости и преимуществах, а также психологические барьеры. Все это препятствует цифровой трансформации школы. Таким образом, необходимы доступные программы профессионального развития и информационного сопровождения учителей.



«Особенность нашего исследования в том, что по его результатам школам были направлены индивидуальные отчеты, показывающие уровень технологической готовности: долю техноОПТИМИСТОВ, техноПЕССИМИСТОВ и пионеров (то есть сотрудников, готовых первыми в организации использовать новые инструменты). Все это дало основу для принятия управленческих решений», - сообщила Татьяна Хавенсон.



Она уточнила, что в целом школы готовы использовать цифровые технологии в образовательной практике, и этот оптимистичный подход перевешивает негативные моменты.


Исполняющая обязанности директора Института стратегии развития образования РАО Наталья Алтыникова отметила, что ситуация вынужденного перехода на дистанционный формат обучения в конце прошлого учебного года поставила преподавателей перед новыми вызовами.



«Перед учителем сейчас ставятся новые задачи, одна из которых – проектирование индивидуальной образовательной траектории каждого ученика», – уточнила эксперт.



При этом меняется роль педагога: он перестает быть единственным источником информации и выступает навигатором в информационном пространстве. В итоге есть необходимость совершенствования подготовки педагогов.



«Перед нами стоят задачи по обновлению дидактики и методики. Должны появиться новые формы и технологии обучения. Учителям – настоящим и будущим – нужна новая педагогическая библиотека, которая поможет организовать работу в контексте тех изменений, которые сегодня происходят. Нам всем важно сделать образование эффективным и комфортным», – резюмировала Наталья Алтыникова.



Изменения коснутся и школьных программ, подчеркнул специалист в области образования Московского представительства Всемирного банка Тигран Шмис.



«Мы хорошо понимаем, что следующий этап – это реформирование школьных программ не только в нашей стране, но и в других странах», – информировал он.



Такого же мнения придерживается министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин. Он информировал об опыте организации учебного процесса с использованием информационных технологий в регионе и отметил, что подходы к организации учебно-образовательного процесса нужно корректировать, практикуя в том числе и формат смешанного обучения.


При этом он обратил внимание на то, что при всем многообразии форм, которое было реализовано в рамках дистанционного обучения, теряется важная составляющая деятельности школы – воспитание.



«Мы можем заложить знания, сформировать компетенции, дети станут интеллектуально богаты, станут профессионалами – но сформируются ли они как личности?» – заметил Айбулат Хажин.



По мнению эксперта, необходимо учесть опыт вынужденного перехода всей системы образования на дистанционный формат и в будущем активней практиковать смешанное обучение, при котором в традиционно организованный образовательный процесс интегрируются онлайн-технологии.


Эксперт Национального союза педагогов, ведущий научный сотрудник лаборатории развития ребенка Института системных проектов МГПУ Анастасия Белолуцкая отметила, что онлайн-обучение не должно восприниматься как «средство для тушения пожара».



«Позитивным следствием пандемии может стать ситуация, когда любой учитель обращается к инструментам онлайн-образования в штатном режиме и сочетает их с очными формами по своему усмотрению, в зависимости от актуальных образовательных задач», - сказала она.



Анастасия Белолуцкая пояснила: необходимо обеспечить системный подход, в том числе подумать об изменении модели повышения квалификации педагогов в области организации онлайн-обучения, так, чтобы учителя на практике активно овладевали различными цифровыми технологиями, и потом использовали эти ресурсы не только во время вынужденного дистанта. При этом технологическая оснащенность – только один из аспектов работы, не менее важны экономические, управленческие и правовые механизмы организации образовательного процесса.


Касаясь международного опыта дистанционного обучения в школах разных стран мира во время пандемии, Анастасия Белолуцкая отметила, что в более выигрышном положении оказались страны, в которых национальные стандарты носят рамочный характер, то есть описывают образовательные результаты на языке компетенций и умений, а не закрепляют обязательные перечни учебных единиц. Это дает педагогам возможность действовать гибко, больше ориентируясь на индивидуальные образовательные потребности детей.


Подводя итоги дискуссии, модератор проекта заведующий Лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус заявил, что, по мнению экспертов, пандемия спровоцировала необходимость менять систему образования в разных странах, встраивая в процесс обучения более современные форматы.



«Надо перестраивать школу – это главный месседж, который мы получили. И очень важный урок, который все мы извлекли, – это понимание того, что учебная программа перегружена. Поэтому следующим этапом, вероятнее всего, станет реформирование программ не только в нашей стране, но и в других государствах», – резюмировал он.



«Образовательная среда» – еженедельная дискуссионная онлайн-программа о развитии российского образования. Выходит в эфир каждую среду. Это онлайн-площадка для обсуждения наиболее актуальных вопросов в сфере образования, воспитания и науки, которая объединяет широкий круг экспертов: директоров школ и педагогов, руководителей и преподавателей педвузов, колледжей и техникумов, учреждений дополнительного образования, представителей региональных органов управления образованием.


Проект инициирован федеральным порталом «Российское образование».


Дополнительные материалы


Татьяна Хавенсон. «Технологическая готовность учителей. Ситуация на начало пандемии»


(
PDF,
1.94 Мб)

Айбулат Хажин. «Об организации дистанционного обучения в образовательных организациях Республики Башкортостан»


(
PDF,
518.24 Кб)

{full-story limit="10000"}
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку?
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Мы в
Комментарии
Минимальная длина комментария - 50 знаков. комментарии модерируются
Комментариев еще нет. Вы можете стать первым!
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив


Смотрите также
из категории "Образование"
       

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Единое окно доступа к образовательным ресурсам

Единый федеральный портал

Дополнительного профессионального (педагогического) образования Цифровой образовательной среды ДПО

Минпросвещения России

Министерство просвещения Российской Федерации

ФГАУ

ФГАУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования»

Рособрнадзор

Телефон для справок: +7 (495) 984 89 19 Телефон доверия ЕГЭ: +7 (495) 104 68 38

Российская электронная школа

Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»

Земский учитель

Вакансии учителей ждут вас.

Минобрнауки России

Министр науки и высшего образования Российской Федерации

Top.Mail.Ru