В эфир вышел первый выпуск спецпроекта «Образовательная среда» - «Образование»
19 мая состоялся первый эфир нового проекта федерального портала «Российское образование» – онлайн-программы «Образовательная среда».
Темой программы стали итоги учебного года и результаты онлайн-обучения в течение последних двух месяцев.
По мнению экспертов, учительское сообщество в целом оказалось готовым к работе с дистанционным форматом – об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного лабораторией медиокоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики» в конце марта – начале апреля.
Так, 64% педагогов и раньше использовали дистанционные технологии. А уже за первые две недели ухода на «удаленку» такими технологиями стали пользоваться 74% учителей, раньше не применявших в процессе обучения дистанционные образовательные ресурсы. 47% опрошенных учителей заявили о том, что и в дальнейшем планируют использовать такой формат работы.
В то же время, как отметил модератор дискуссии, заведующий лабораторией медиокоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», обозреватель ИД «Комсомольская правда» Александр Милкус, до сих пор существует недопонимание, что же такое дистанционное обучение и что подразумевать под такой формой.
Участники программы отметили, что в настоящее время организация дистанционного обучения не регламентирована и в федеральный закон «Об образовании» еще вносятся соответствующие правки.
Главный научный сотрудник Центра финансово-экономических решений в образовании НИУ «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина уверена, что дистанционное обучение должно стать одной из форм получения знаний – в помощь школьникам и педагогам, если очное обучение по каким-то причинам обеспечить затруднительно.
Эксперт также подчеркнула, что действующие нормы санитарно-эпидемиологического надзора в условиях вынужденного перехода школ страны на дистант оказались далекими от реальности, они должны быть пересмотрены.
«Даже если это не видеоурок, и ребенок продолжает делать задания в электронной среде, дети были на карантине, не могли нормально гулять, играть, в замкнутом пространстве – эти ситуации должны быть прописаны в нормах санитарно-эпидемиологического надзора, чтобы можно было осмысленно действовать даже в таких серьезных, критических ситуациях», – заявила Ирина Абанкина.
По ее словам, в условиях дистанционного обучения надо чередовать возможности перехода от компьютерного, экранного чтения задач к бумажному, к рабочим тетрадям, которые могут быть в разных форматах.
И. о. директора Института стратегии развития РАО, кандидат педагогических наук, доцент Наталья Алтыникова отметила, что использование современных технологий позволило выйти за границы привычных форматов системы образования и «перезагрузить» ее.
По ее мнению, будущее – за смешанным обучением, объединяющим традиционные технологии и электронные форматы. Такой синтез позволит достичь индивидуального подхода к каждому ученику, мотивировать детей и добиться хороших результатов.
«Мир меняется, мы меняемся вслед за ним. Появляется новая цифровая дидактика и новые подходы к образованию. Думаю, что именно сейчас для нас открываются новые горизонты использования различных технологий в процессе работы», – отметила Наталья Алтыникова.
Заместитель директора, учитель информатики и физики гимназии № 12 г. Липецка, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015» Алла Волкова рассказала об опыте работы своей гимназии при переходе на обучение с использованием дистанционных технологий. Она сообщила, что взаимодействие между педагогами, родителями и школьниками регулировалось при помощи специально разработанного локального акта. Была обеспечена постоянная обратная связь, при этом сохранилось привычное для детей расписание уроков, а каждое утро начиналось с совместного общения – для создания хорошего настроения перед стартом занятия. В неделю в режиме онлайн проводится 10–12 уроков, в дистант ушли и классные встречи, и родительские собрания.
«Очень важно, что этот переход на новую форму заставил всех нас задуматься о содержании образования, в очередной раз пересмотреть какие-то подходы и вспомнить, как важно учить детей мыслить и анализировать», – резюмировала Алла Волкова.